Мои дети любят ходить в художественные музеи. Что с ними так?

10 августа 2021, 19:53

Дети лучше взрослых способны воспринимать новое и имеют врожденную склонность к обучению

Размещаемся в автобусе, следующем на борт самолета «Одесса — Киев». Возвращение домой после литературных чтений. Вдруг в автобус заходит моя приятельница. Разумеется, мы имеем несколько минут легкого и светского small talk. Говорим о том, какая Одесса волшебная для пары дней прогулок. Здесь я замечаю, что хотела бы съездить с детьми. На что моя знакомая удивляется:

Видео дня

— И что с ними там делать?

— Ну, мои прекрасно приучены к ресторанам, — смеюсь я. — И в художественный к Ройтбурду я так и не дошла. Изучили бы вместе.

— А что, они ходят в галереи?

— Да. Любят даже. Особенно младший.

— Ты что им рассказываешь о технике, периодах и этом всем?

Именно эта короткая беседа стала отправной точкой моих размышлений на эту тему. Дети и — нет, не искусство, как явление. А места его скопления. Почему в нынешнем быту бытует мнение, что детям в музее (если речь идет не о Музее Воды, Музее Науки и т.д.) будет скучно.

Что же. Начнем со знакомства. Логично? Меня зовут Зоряна, я издатель и автор художественных романов. Имею двоих детей: сын (6 лет) и дочь (8 лет). Больше всего люблю проживать новые ощущения с ними от визита в неизвестную для нас страну до катания на вейк-серфе. Поэтому, пренебрегая всеми медийными проявлениями в стиле «Я научу тебя жить», радостно объясню механику своих мыслей. С надеждой вызвать у читателя собственные. А значит — и соответствующий опыт.

Когда-то, до определенного сознательного возраста, я сама считала музеи ужасно скучными. Это что-то из подросткового. То, с чем я вела бой на старте познания себя как личности. Почему-то тогда все те экскурсии напоминали советский марш. То есть, были насильственными.

Мы с детьми бываем в галереях каждый раз, как где-то путешествуем

Что же изменилось с годами? Не только то, что в сознательном возрасте поход в гости к искусству стал наградой, желанным сокровищем. А все «исторические» открытия на собственном пути познания, со станциями «Пинзель», «Гоген», «украинское шестидесятничество» — картой собственной мироздания. Ладно! Медальку мне... Но гораздо сильнее то, что сейчас, увидев какую-то интересную или какую-то скандальную работу, я могу поделиться с собственным ребенком и обсудить это.

Как мы дожили до этого? Вполне естественно. Начали, видимо, с Варшавы. В то сладкий доковидный период, когда в Европу можно было по зову сердца. Итак, будем считать, что именно Национальный музей в Варшаве стал отправной точкой. Дети были года на два младше. Я их подготовила хорошо. Видимо, что-то пообещала. Подкуп — всегда напоминаю о двух китах «шантаж и подкуп», уже не вспомню, о чем тогда речь шла. Но главное нас постигло незапланированно. А именно — музейная лавка на выходе. Достоверно, как вчера, помню не только ее, магазины, локацию, но и расположение книг и специфику экспозиции товара. Что интересно, дети также вспоминают до сих пор. А все из-за единственного факта. Младший в тот раз полюбил книжечку, которая за годы стала нашим семейным достоянием. «Масло шпи» — именно так читается название на польском. Прекрасно иллюстрированное детское издание о том, как все вещи в доме уснули. И масло в масленке, и галстуки в шкафу. Все на польском, конечно. На каждом развороте — маленькие окошки, открыв которые можно увидеть какой-то спрятанный предмет. Вроде и ничего особенного.

Уже позже я прочитаю даже не книгу, а сжатое послесловие на издание Как разговаривать с детьми об искусстве, где речь пойдет об обязательном алгоритме привыкания к арт походам через музейные кафе и магазины. Скажу с уверенностью — это работает.

Ведь суть в основном простирается в простой мысли. Детям, как и нам, должно быть просто интересно. Без чрезмерного... всего. Принуждения. Давления со стороны общества: «ты непременно должен это увидеть». Сравнения. Бррр! Последнее вообще это какая-то новая болезнь. Ведь искусство, а здесь я позволю себе высказать субъективную догму, искусство не имеет отношения к классификации, аналитике в компьютерном стиле или еще чему-то такому же пластиковому. Искусство призвано сдвинуть что-то в твоей сущности, в самой сердцевине. И точка.

Конечно, если побочным путем в течение взаимодействия с произведением искусства вы способны проследить социальные предпосылки его создания, сравнить техники тогдашних мастеров, оценить особенности оформления рам и освещения галереи — медаль вам! И глобально, убеждена, это не добавит к явлению искусства ни ежиного экстра «сердечка». Даже воображаемого.

Ну не представляю я, чтобы Гоген, когда писал свою милую таитянку думал: «Вот если применю здесь этот прием, то через несколько десятков лет будут изучать меня в учебниках» Это просто инструмент передачи.

Вот она — картина. И вне оценок слоев акрила и колористики ты или насладишься ею, или скажешь «брр, какая гадость», или, что хуже всего — пройдешь равнодушным чужаком.

Скажите мне, где мы по пути потеряли детей? Да вот же они! Все просто. Дети лучше нас способны воспринимать новое. Имеют врожденные способности к обучению (это нам профессора доступно объяснили). И все, что должны сделать мы — это не прервать нить любопытства к окружающему.

Искусство здесь становится исключением.

Добавлю, что я совсем не против поговорить о технике или определенном историческом периоде. Тем более современные дети должны отличить не просто Моне от Мане, но и Кунса от Kaws’а. Просто для меня это не предпосылка для восприятия работ. Что же побудило меня на такой текст?

В определенный момент я осознала, что мы с детьми бываем в галереях или музеях каждый раз, как где-то путешествуем. Что это приносит отдельное удовольствие. Что младший просит каждый раз «добавки». И что, как случается поездка без них, я просто жажду вернуться в компании детей и прожить это вместе.

Считаю это достойным поводом, чтобы призвать и других пройти такой путь. Ведь не зря в каком-то нью-йоркском MoMa мы можем видеть «пассажиров с детьми». Счастливыми и свободными. Разве нам не надо так же? Поэтому, напоследок, конкретизуюсь. Несколько советов по ступеням:

— Изучите локацию (для себя, заранее, сеть в помощь)

— Запланируйте маршрут с остановками до и после (сладкую «плюшку» никто не отменял)

— Дайте на старте ребенку задания: «Какая работа тебе понравится больше» (поставив ребенка в центр всего процесса);

— Обсудите фаворитов. Вы можете к ним вернуться. Предложите ребенку сделать фото (самому).

Отдельно отмечу, что существуют крутейшие детские студии, где доступно и весело говорят о тонкостях художественного мира. Я могу советовать по собственному опыту Art 4 kids, которые фактически провели моих «пупсиков» по лучшим музеям мира в рамках соответствующего курса: от Metropolitan до Британского национального.

А что так с вашими детьми?

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X