Это влияет на наши решения. Три вещи, о которых должны знать все

23 января 2021, 01:47

Эти знания приближают к пониманию важных вещей

Когнитивные искажения настолько сильно определяют наши мысли, реакции, решения, действия и, как результат, жизненные сценарии, что их осознание становится базовым уровнем для всех руководителей.

Видео дня

Эти знания приближают к пониманию важных вещей.

Почему форма не менее важна, чем содержание порой, как вы сейчас поймете, значительно важнее его)? Почему выбор без детального анализа и критического мышления «обречен» на провал?

Эффект рамки (framing effect) — это искажение, которое определяет, что наша реакция на факты зависит не от самих фактов, а от формы их подачи. Самый известный пример «рамки»: стакан наполовину полон или наполовину пуст?

Как работает это искажение?

Мы согласны выбрать что-нибудь, чтобы минимизировать риски негативных последствий. Свой выбор мы делаем не потому, что сообщается, а потому, как подается информация. Цена, указанная якобы со скидкой, привлечет больше покупателей, чем та же цена без пометки «скидка».

Эксперимент

В известном эксперименте, посвященном этому когнитивному искажению, участников просили выбрать вариант лечения для 600 человек, зараженных смертельной болезнью. Один и тот же вариант лечения выбрало 72% участников, когда его подали в положительной рамке («спасет 200 жизней») и только 22% участников, когда подали в отрицательной («400 человек умрут»).

Как работать с этим искажением?

1. Развивайте навык критического мышления.

2. Минимизируйте случаи, когда вы принимаете решение под влиянием эмоций.

3. Ищите больше одного альтернативного решения.

4. Задавайте себе вопрос: «Каким бы было мое решение, если бы я не был ограничен в выборе?»

5. Помните, что первая наша реакция будет вызвана указанным когнитивным эффектом.

Почему мы помним по большей мере только хорошее о прошедших событиях?

Часто изменения чего-то в будущем означают необходимость отказываться от чего-то в прошлом. Это буквально означает уметь разучиваться (unlearn). Дело в том, что способность мозга думать и принимать решения ограничена.

Мы сильно переоцениваем то, что имеем

Это как с чемоданом на check-in, когда у вас есть норма багажа и вам для того, чтобы положить что-то еще, надо, иногда, достать что-то из того, что там уже есть. В отличие от правил аэропорта, где вы можете доплатить за сверхнормативный багаж, «впихнуть» в мозг что-то сверх нормы не получится.

И вот здесь ловушка. Опять когнитивные искажения. Поскольку все новое для мозга — угроза, он пытается «уберечь» нас, а на самом деле — себя от лишней нагрузки и затрат энергии. Частично он это делает, приукрашивая наш прошлый опыт. Мол, у нас и так с тобой все было прекрасно, незачем еще что-то менять.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Разберемся?

Эффект приукрашивания прошлого (rosy retrospection) — это бессознательная склонность мозга со временем оценивая события прошлого, вспоминать их более позитивными, чем они были тогда, когда происходили.

Как работает это искажение?

Если мы сейчас подумаем о своей школьной или студенческой жизни, то в первую очередь вспомним яркие положительные истории, а не переживания и трудности, которые в тот момент нам казались непреодолимыми.

Как работать с этим искажением?

1. Когда переживаем сложные времена, помним, что сила их негатива в моменте. Как бы ни было трудно здесь и сейчас, это пройдет.

2. Анализируя ошибки прошлого, старайтесь не нивелировать сложности и приложенные в прошлом усилия для того, чтобы стать тем, кем вы есть сейчас. Это в самом деле порой было сложно и это действительно заслуживает вашего уважения.

3. Учитесь отпускать обиды сразу, потому что как подсказывает эффекта, со временем это все равно пройдет. Зачем тратить драгоценное время?

Почему мы считаем других людей неблагодарными?

О следующем искажении стоит почитать, если случалась так, что:

— вы обижались, что другие не ценят того, что вы для них делаете;

— вы чувствовали, что много сделали для кого-то, а отдачу получили не на должном уровне;

— вы очень переживаете чтобы не потерять то, что ваше уже, даже если то, что получите взамен, гарантированно лучше.

Мы, а точнее мозг, так делает специально. Вот почему.

Эффект владения (еndowment effect) проявляется в том, что мы сильно переоцениваем то, что имеем, и считаем вещи более дорогими и значимыми лишь потому, что обладаем ими или создали их сами.

Как работает это искажение?

Когда мы помогаем другим, предоставляем нашим клиентам какие-то услуги или делаем что-то по дому, мы считаем, что другая сторона, клиент, партнер или друг недостаточно оценивают наши усилия и старания. Нам кажется, что они их занижают и умаляют.

Эксперимент

Группе студентов подарили чашки с логотипом университета. Через некоторое время исследователи предложили другой группе студентов попробовать купить эти чашки у первых, для чего и тем, и другим нужно было оценить их. Владельцы чашек запросили по $7,12 за штуку, что было выше реальной стоимости кружек, а покупатели были готовы потратить в два с половиной раза меньше — $2,87. Почему? Владельцы чувствовали нежелание расставаться с вещью, потому завышали стоимость. Участники же второй группы эту стоимость занижали, так как для них чашки не были столь ценными.

Как работать с этим искажением?

1. Намереваясь помочь кому-то, работать с собственными ожиданиями. Четко понимать, что когда вы что-то делаете и ожидаете ответ, стоит называть это бартером, а не помощью.

2. Инвестировать время, деньги, эмоции в по-настоящему ценных для вас людей. Тогда ваши «инвестиции» будут иметь гарантированный возврат процентов в виде благосостояния и радости близких вам людей.

3. Не делать для других того, чего не хочется или на что не имеете ресурса, и иметь смелость отказать. Иначе вы все равно останетесь с чувством, что сделали много, а вас не ценят.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X