Плохое поведение? Как понять, что ребенку нужна психологическая помощь

12 мая, 20:43
Татьяна Цыба: «Семьи часто приводят на терапию детей, чтобы нивелировать последствия собственной эмоциональной нестабильности и дать ребенку поддержку безопасного взрослого в кризисный период» (Фото:monkeybusiness/Depositphotos)

Татьяна Цыба: «Семьи часто приводят на терапию детей, чтобы нивелировать последствия собственной эмоциональной нестабильности и дать ребенку поддержку безопасного взрослого в кризисный период» (Фото:monkeybusiness/Depositphotos)

Не стоит ждать, что «время все вылечит»

Дети сильно пострадали от войны в Украине. Кроме последствий, которые заметны родным и окружению — хуже учатся, менее активны, — травмированная психика ребенка определяет и поведение в обществе, и мотивацию к развитию. На что обращать внимание родителям? Как помочь детям снизить негативное влияние того, что пришлось пережить, и настроиться на развитие?

Видео дня

60% детей были свидетелями или участниками тех или иных событий, связанных с войной — об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в конце января 2023 года среди матерей украинских детей в возрасте от 3 до 17 лет, по заказу проекта Действуй для детей Украины (Ukraine Children’s Action Project).

Чаще всего дети, по словам матерей, подвергались следующим травмирующим событиям:

— разлука с родными и близкими (28%);

— переезд в другой регион страны (25%);

— обстрелы и бомбардировки (24%);

— длительное пребывание в холодном помещении (17%);

— переезд за границу (11%);

— пребывание в оккупации (8%);

— были свидетелем смерти родных или близких (6%);

— потеряли жилье (5%);

— испытали голод и отсутствие воды (5%).

Сегодня украинские дети проживают потери в широком спектре — начиная с потери возможности нормально учиться, заканчивая потерей близких людей. А по данным конференции Устойчивость-UA, проведенной Институтом психического здоровья УКУ, наиболее распространенными расстройствами являются:

  • разные виды злоупотребления (600 тыс. человек);
  • суицидальные настроения (440 тыс. человек)
  • тревожность (260 тыс. человек);
  • поведенческие расстройства (230 тыс. человек);
  • расстройство функций самоконтроля и саморегуляции (расстройство гиперактивности с дефицитом внимания) (130 тыс. человек);
  • депрессия (110 тыс. человек).

Итак, подытоживая, стресс переживают все — и взрослые, и дети. Раньше мы этому уделяли меньше внимания, но война все изменила. Однако важно не забывать, что «обычные» психологические расстройства — то есть такие, причиной которых не является война. Они формируются в результате сочетания личностной склонности ребенка (например, типа нервной системы) и травмирующей социальной среды, в первую очередь семьи. А вот расстройства, вызванные войной, — это следствие острого или хронического стресса в сочетании с отсутствием базовой поддержки от родителей или специалистов.

«Плохое» поведение ребенка — это симптом его плохого самочувствия

Для детей, в отличие от взрослых, большое значение имеет не только причина стресса, но и поведение родителей, их психологическое состояние. Поэтому, прежде чем решить, что «у моего ребенка проблемы», взрослому нужно внимательно посмотреть на себя — в адекватном ли состоянии он сам. «Родители часто проектируют на ребенка собственные нужды и проблемы. К примеру, к психологам часто обращаются, объясняя: «У дочери заниженная самооценка, нет друзей». Начинаем работать и становится понятно, что самооценка родителей в гораздо худшем состоянии, чем ребенка. И помощь, в первую очередь, нужна им. Как в самолете, «кислородную маску одеваем сначала на себя — а уже потом на ребенка», — отмечает детский психолог Инна Лановлюк.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Далее мы говорим с Инной Лановлюк о том, как не прозевать тревожные сигналы в поведении вашего ребенка, которые нельзя оставлять без реакции. А также о том, что вы можете сделать самостоятельно и как именно это нужно сделать. Отмечу еще раз, потому что это важно. Начните с себя, и прежде чем искать решение, как повлиять на ребенка, убедитесь, что вы не перенесли на него собственные невзгоды.

Симптомы, на которые нужно обращать внимание

В классическом случае «плохое» поведение ребенка — это симптом его плохого самочувствия. В каждой семье бывают эпизоды проблемного поведения, поэтому важно, чтобы родители понимали причины возникновения такой ситуации и умели успокоить ребенка, как говорят психологи, «стабилизировать» его. Также в психологии нет понятия «лень». Потому что каждый ребенок и каждый взрослый человек нуждается в познании, саморазвитии и успеваемости. Просто у разных людей такая потребность имеет разную степень.

Но если «плохое» поведение, или «лень» имеют хронический характер — это повод обратиться за помощью.

Нельзя игнорировать, если вы видите у ребенка несколько следующих симптомов.

В поведении: всплески эмоций (агрессивность, плаксивость), причинение себе вреда, частые потасовки/истерики, хронические отказы или неповиновение, зависимость, изоляция.

Эмоциональные проявления: подавленное настроение большую часть дня в течение 2 недель, тупик, потеря чувства удовлетворения или интереса, чувство ничтожности, вины, чрезвычайный страх, гипербдительность, регресс в младший возраст, оцепенение.

Физические/соматические: гипо- или гипервозбуждение, головная боль, боль в животе, потеря голоса, изменение веса и аппетита, проблемы со сном, усталость.

Когнитивные: трудности с концентрацией внимания, дезориентация, навязчивые воспоминания, потеря памяти, мысли о смерти и самоубийстве, регрессия речи и обучения.

Так что если видите проблему — не игнорируйте ее. Не стоит ожидать, что «время все вылечит». Негативные последствия могут проявиться не сразу, но потом всю жизнь человек будет испытывать влияние стресса, переживаемого в детстве.

Итак, наиболее распространенным следствием игнорирования психологического расстройства у ребенка является негативное влияние на качество жизни. К примеру, если ребенок не может безоговорочно рассчитывать на поддержку со стороны родителей, то такие травматические детско-родительские отношения усваиваются в раннем возрасте (с первого года жизни). Это плохо влияет на отношения с друзьями, позже на динамику семейных отношений, передается как травма детям и внукам (кстати, это не красивая фигура речи, а научно доказанный факт). Наше подсознание сохраняет все яркие негативные эмоции, и в дальнейшем в быту человека будут злить или пугать конкретные люди (часто собственные дети), определенные места или ситуации, потому что поднимают из бессознательного травматический опыт. Без терапии — это бесконечный процесс.

А еще нужно помнить, что ментальное и физическое здоровье тесно связаны. Поэтому, имея проблемы в эмоциональной сфере, следует ожидать и физических болезней. Не зря же говорят, что большинство проблем зарождается в нашем сознании.

Как помочь ребенку преодолеть стресс

В первую очередь, родители должны беспокоиться о собственном ментальном здоровье. Потому что вы никому не сможете помочь, если вам не хватает собственных физических, душевных и духовных сил и энергии для решения будущих задач. И только когда все это есть — взрослый человек физически способен заботиться о своих детях. Психологи называют такое состояние ресурсным. И дают следующие рекомендации по поддержанию собственной способности быть «в тонусе» (то есть находиться в этом «ресурсном состоянии»):

— Окружайте себя «ресурсными людьми», которым доверяете и рядом с которыми чувствуете себя безопасно. «Окружайте» — значит «проводите с ними время, делайте что-нибудь сообща». Это могут быть разговоры, пение (караоке), танцы, групповые занятия, групповые терапевтические встречи и т. д. В условиях войны это может трактоваться цинично, но если каждый не будет беспокоиться о себе, мы превратимся в равнодушную и жестокую нацию.

— Важно сознательно заботиться о теле. Мы инстинктивно реагируем на стресс, и качественное восстановление тоже начинается с тела. Сюда можно отнести дыхательные упражнения (медитация, йога), любая физкультура (когда человек потеет, уровень кортизола, который называют гормоном стресса, в крови снижается), массаж, прогулки, ванны (в частности солевые), прослушивание спокойной музыки (в том числе классической), контакт с домашними животными (собаками, кошками), полноценный сон (6−8 часов в сутки), питание.

Проверьте себя прямо сейчас: в нормальном состоянии взрослый спокойный человек делает 5−6 дыханий в минуту. Если у вас больше или меньше — у вас не все «ок».

— Ищите способы реагировать на эмоции. Основной метод — обсуждать их. Сюда также можно отнести описание, рефлексию, арт-терапию, игру на музыкальных инструментах, пение/вокал.

Когда уверены, что с вами все в норме, тогда уже можете переключить внимание на ребенка. Оценивать состояние ребенка также следует методом наблюдения согласно описанным выше симптомам. Кстати, наблюдая за собой, анализируйте опыт собственного детства и качество ваших отношений с ребенком сейчас. «Последствия» ваших собственных проблем в детстве нужно всячески уменьшать, потому что они являются очень мощными рисками для вашего ребенка. А надежная привязанность, то есть такая эмоциональная связь между вами и ребенком, удовлетворяющая его потребность в безопасности, спокойствии и понимании, обеспечивает оптимальное развитие нервной системы ребенка — является основой его ментального здоровья.

«Отец, который сам в детстве переживал игнорирование родителей, привел на консультацию дочь, — рассказывает Инна Лановлюк. — В процессе работы мы увидели, что эмоционально отец отсутствует в жизни дочери». Иными словами, мы воспитываем своих детей так, как воспитывали нас. И опыт привязанности передается бессознательно из поколения в поколение. Поэтому, если у взрослых было не все «ок», стоит сейчас показаться психологу хотя бы на диагностическую сессию. А если есть опыт травматических событий, следует пройти опросник ПТСР для детей (ссылки на него есть в методике Дети и война: обучение техникам исцеления).

Набор упражнений, которые следует делать самостоятельно

Самое главное — развивать качественные отношения с детьми. Если в контакте с родителями ребенок чувствует себя безопасно, чувствует доверие и принятие, укрепляет самооценку, это станет надежным фундаментом стрессоустойчивости. Как этого добиться? Рекомендации просты:

— встречать ребенка с улыбкой каждое утро;

— в течение недели планировать время на общение. Например, прогулка с мороженым, посетить кафе и съесть вместе что-нибудь вкусное (удовольствие от еды и приятное общение хорошо укрепляют отношения);

— играть вместе в настольные игры;

— в течение дня замечать в ребенке что-нибудь хорошее, хвалить за старания;

— ужинать вместе всей семьей;

— каждый вечер уделять ребенку 10−15 минут внимания.

Также важно организовать ребенку сбалансированный режим:

  • в течение дня: полноценный сон, сад/школа, подготовка уроков до 18:00, время на свободную игру без гаджетов, 10−15 минут на общение с родителями;
  • в течение недели: спортивный кружок (2−3 занятия), время на свободную игру с друзьями (это очень важно), 1−2 полноценных выходных.

Основные ошибки

К основным ошибкам можно отнести:

1. Запрос к психологу «сделайте что-нибудь с ребенком», «отремонтируйте его». Плохое поведение ребенка — симптом семьи или среды. Поэтому важно работать в коалиции с родителями, чтобы они выполняли свою часть обязанностей, тогда будет системный результат. Хочу процитировать психотерапевта Вайолет Оклендер: «Дети — самые утонченные наши учителя. Они знают, как им развиваться, учиться, как чувствовать, радоваться, плакать, сердиться, что для них правильно, а что нет, в чем они нуждаются. Они (как и каждый ребенок внутри нас) просто нуждаются в пространстве, в котором можно все это реализовать». Психолог не «ремонтирует» ребенка, а создает среду для восстановления и возвращения в возрастные нормы развития.

2. «Вы не работаете с нашим запросом!», «У вас было четыре встречи и ничего не изменилось!». Важно понимать, что запрос ребенка и родителей может отличаться, и для системных изменений требуется больше времени. В рамках детских встреч психолог работает с ребенком, пытается «видеть и слышать» его сознательные и бессознательные потребности и удовлетворять это. На родительских встречах подробно разбирается процесс терапии, то, каким взрослые видят своего ребенка (их проекции) и каким он выглядит на встречах, разграничиваются потребности родителей и сына/дочери (они часто разные), анализируется роль взрослых в симптоме, даются конкретные рекомендации.

3. Родители игнорируют проблему: «У нас все хорошо, нам психолог не нужен, он просто «балуется». А в то же время у подростка суицидальные мысли и самоповреждающее поведение.

Здесь важно подчеркнуть: психолог не для того, чтобы осуждать, да и в любой семье всегда есть что-то хорошее. Кроме того, проблемное поведение ребенка не характеризует родителей как «плохих».

4. Родители игнорируют свою терапию. Часто в процессе работы становится ясно, что взрослые в худшем состоянии, чем ребенок. И помощь, в первую очередь, необходима именно взрослым. Поэтому напомню: «Кислородную маску одеваем сначала на себя». Лучшим для ребенка является своевременная терапия родителей.

Инна Лановлюк приводит еще один пример из собственного опыта: семьи часто берут терапию для детей, чтобы нивелировать последствия собственной эмоциональной нестабильности и дать ребенку поддержку безопасного взрослого в кризисный период.

Как искать психолога?

Если вы считаете, что ситуация требует вмешательства профессионала — вот некоторые советы, которые помогут вам сделать взвешенный выбор и минимизировать ошибку при выборе специалиста.

Инна Лановлюк выделяет следующие основные критерии поиска:

— наличие документа о высшем образовании государственного образца по специальности «Психология» (серию и номер можно проверить в открытых источниках);

— наличие документа о специализации на детской и подростковой психологии, подтверждающего надлежащее количество академических часов обучения, а именно 1−2 года обучения (ориентировочно 300 академических часов).

Классически, детские психологи работают в мультимодальном подходе, то есть имеют дополнительное образование в различных методах: арт-терапия, игровая терапия, песочная терапия, кататимно-иммагинативная психотерапия и т. д. Или дополнительные образования в разных темах: горевание и потеря, нейропсихология, работа с травмой и т. д.

Также стоит обратить внимание на:

  • количество часов частной практики (работа с клиентами);
  • количество часов индивидуальной и групповой терапии (работа с собственными запросами);
  • количество часов супервидения.

При этом качество психолога определяют именно вышеуказанные критерии, а не категории платный/бесплатный. Стоимость приема определяет психолог согласно собственным нравственным ценностям и возможностям. Опытный психолог с качественным образованием точно более профессионально выполнит свои обязанности. При этом следует отметить, что бесплатная индивидуальная терапия молодежи и взрослых неэффективна. Она обесценивается клиентом и к тому же создает высокий риск выгорания специалиста.

В завершение хочу процитировать Януша Корчака «Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой».

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X