Как помочь ребенку справиться со стрессом во время экзаменов. Блог Светланы Ройз

12 мая 2017, 19:11
Часто взрослые – родители, родственники, преподаватели – своим напряжением, тревогой и амбициями делают нагрузку на детей просто непосильной

Я не верю в экзамены и оценки, поэтому жду, когда мы будем готовить детей к встрече со взрослой жизнью и самореализацией, а не к показательным экзаменам. Надеюсь, достаточно скоро в систему образования будут привнесены новые способы определения уровня знаний.

Видео дня

В прошлом году племянница заканчивала школу. Просмотрев примеры заданий ВНО, я поняла, что при своих интеллектуальных амбициях не сдам адекватно ни один экзамен. И прониклась огромным уважением к детям, которые все эти знания вмещают или пытаются вместить в себя, и преподавателям, которые им помогают.

Итак, скоро Внешнее независимое оценивание. Думаю, как можно поддержать детей.

Первое. Я бы, наверное, заменила расшифровку ЗНО (на украинском) на: "Знаємо" потенціал наших дітей "Надихаємо" їх на щасливе майбутнє і "Обіймаємо" своєю любов'ю". Часто взрослые – родители, родственники, преподаватели – своим напряжением, ожиданиями, тревогой, амбициями делают нагрузку на детей просто непосильной.

Второе. Оценки. Отличники, к сожалению, редко умеют пользоваться полученными знаниями. Зачастую они чудесно знают материал, но не могут его креативно использовать. И становятся заложниками своего статуса, не позволяя себе ни ошибиться, ни расслабиться.

Хорошие оценки — это знают все — не являются пропуском в счастливое будущее. Очень важно давать ответственным отличникам позволение ошибаться. И очень важен наш внутренний настрой: "Ты — мой любимый ребенок, независимо от твоих достижений. Тебе всегда есть место в семье, в моем сердце. Я верю в твое будущее и твой потенциал, а также доверяю твоей взрослости».

Наконец, важно помогать детям осваивать в школе "компетенции", а не "стопки знаний".

Третье. Когда ребенок готовится к экзамену, ему можно предложить писать шпаргалки, причем именно символами. Не для использования на самом экзамене, а потому, что "шифруя" информацию, ребенок ее "многогранно" запоминает. Здорово овладеть навыком построения ментальных карт.

Хорошие оценки — это знают все — не являются пропуском в счастливое будущее

Четвертое. Во время экзамена, особенно в незнакомом помещении, особенно при возможных досмотрах, совершенно закономерен выброс гормона стресса – кортизола. Когда нам страшно, блокируется доступ к неокортексу, лобным долям мозга, нашему "думательному" центру.

Важно:

- если это позволяют правила, дать ребенку с собой воду;

- для ощущения границ и баланса, есть очень простое упражнение "крыло ангела": правая рука кладется на левое плечо, будто обнимая. Можно представить, что это рука друга/родителя/преподавателя;

- важно научить дыхательным упражнениям, в которых выдох длиннее вдоха, такое "парасимпатическое" дыхание помогает успокоиться;

- чтобы почувствовать устойчивость, можно положить руки на живот и сделать несколько вдохов-выдохов;

- для ощущения опоры, почувствовать, как устойчиво стоят на полу ноги, как опирается на спинку стула или стену спина;

- можно помассировать область тыльной стороны ладони между костями, разделяющими четвертый и пятый палец - это зона, отвечающая за реакции стресса, страха, тревоги;

- есть очень простые и продуктивные упражнения из кинезиологической "гимнастики мозга". Их много в открытом доступе в интернете. Поищите "позитивные крюки" и упражнения-энергетизаторы — совершенно простые и очень действенные;

- можно подготовить заранее "якорек внимания" - пришить яркую пуговицу, подготовить браслет, взгляд на которые сможет вернуть ребенка в "реальность";

- от чудесного преподавателя Людмилы Булыгиной: "Мы еще иногда делаем перед выступлениями "рекогносцировку на местности": постучать по столу, переставить стул, разложить ручки, обозначить, что это "свое" - ощущение "своего места", где бы ты ни был, дает возможность доступа к ресурсу".

Пятое. После экзамена важно дать возможность выдохнуть. Это нормально, если кто-то после экзамена расплачется, у кого-то, возможно, будет вспышка гнева, кто-то уснет, кому-то нужно будет заняться спортом - у всех нас своя способность справляться со стрессом.

Наша "взрослая" задача – быть поддержкой, проводниками и иногда "контейнерами" для того, с чем дети еще не научились справляться. С возрастом мы учимся выдерживать напряжение все больше и больше.

Я очень надеюсь, что мы "Знаємо" потенціал наших дітей "Надихаємо" їх на щасливе майбутнє і "Обіймаємо" своєю любов'ю" — для меня ЗНО звучит так.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X