Позитивная обратная связь. Как похвалить, чтобы не обидеть

10 ноября 2021, 22:40
Наталья Кадя: «Поблагодарите человека за его положительный вклад, результат или приложенные усилия» (Фото:fizkes/Depositphotos)

Наталья Кадя: «Поблагодарите человека за его положительный вклад, результат или приложенные усилия» (Фото:fizkes/Depositphotos)

Чтобы точно знать, что ваша похвала не обидит коллегу, проверьте свое намерение на искренность

Бизнес активно готовится к подведению итогов года и оценке результатов работы команд. Тема обратной связи в ноябре — одна из самых актуальных.

Признаем, что сложности могут возникать не только с тем, как давать обратную связь — мы с вами «даем маху» еще и с тем, как похвалить человека так, чтобы не обидеть.

Видео дня

Некоторые — потому что считают, что люди приходят работать за деньги, а не за похвалу. Тогда их неискреннее, вынужденное «спасибо» обжигает холодным железным тоном.

Другие — потому что, признавая успехи коллеги, хотят отметить свою непосредственную заслугу в таком прогрессе. Тогда их надменное «спасибо» звучит как назидательная установка.

Сравнение дает ощущение, что в целом другой человек остается лучшим

Это потому, что наш мозг воспринимает признание и похвалу и через вербальные, и через невербальные сигналы. Мы слышим и понимаем не только слова, но и намерение, мотивы автора.

Чтобы точно знать, что ваша похвала не обидит коллегу, проверьте свое намерение на искренность. Это очень важно.

Позитивная обратная связь как похвалить, чтобы не обидеть?

Вот как это не нужно делать:

Хвалить с удивлением: «Ну, ты суперово справился, я от тебя вообще такого не ожидал», «Боже, ты сделал это вовремя, вообще не тебя не похоже. Молодец».

Почему? Такое признание только демонстрирует сомнения руководителя в способности того, кого он «хвалит».

Хвалить с ударением на предыдущих неудачах: «Наконец-то ты сделал, как нужно! Я уже устал ждать», «Это наконец-то нормальный вариант, раньше было гораздо хуже».

Почему? Такое признание подвергает сомнению возможности постепенного профессионального развития и снижает уверенность в своих действиях.

Хвалить со сравнением: «Молодец, еще немного поработаешь и будешь, как Артем», «Очень хорошо, ты уже работаешь почти как Артем».

Почему? Такое слышать обидно, потому что сравнение дает ощущение, что в целом другой человек остается лучшим. Это демотивирует.

Хвалить личность, а не достижение: «Ты умный, ты молодец, ты талантлив».

Почему? Такая комплексная похвала — оценка личности человека — приемлема только от человека, который является авторитетом, который уважают и на которого ориентируются. Если такая похвала поступает от людей, чья позиция равноценна нашей, она может оцениваться как желание хвалящего самоутвердиться.

Хвалить малозначительные внешние атрибуты: «Твоя прическа и костюм собрали кучу аплодисментов во время доклада», «Твоя улыбка очаровала партнеров».

Почему? Если мы подчеркиваем какую-то маленькую, незначительную деталь, приписывая именно ей важную роль в достижении успеха, мы игнорируем колоссальную работу и обесцениваем именно достижения. Это обесценивание, а не похвала.

Вот как это нужно делать:

ПВБ — модель обратной связи для усиления позитивного поведения, признания вклада или хороших результатов

Поведение: опишите конкретно и подробно поведение, которое вы наблюдали лично или о котором вам сообщили.

Влияние: объясните, какое положительное влияние имело поведение и какие качественные изменения повлекло за собой.

Благодарность: поблагодарите человека за его положительный вклад, результат или приложенные усилия.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X