Три правила стоиков. Как преодолеть неопределенность

11 апреля, 20:43
Сергей Коноплицкий: «Между эмоцией и действием стоики всегда пытаются оставить пространство для осознания того, что происходит» (Фото:TriangleProd/Depositphotos)

Сергей Коноплицкий: «Между эмоцией и действием стоики всегда пытаются оставить пространство для осознания того, что происходит» (Фото:TriangleProd/Depositphotos)

Способность взять себя в руки при непонятных обстоятельствах и переменах — это признак взрослого человека

Когда мы изучаем истории наций, сумевших совершить технологический, научный, культурный скачок, то часто обуславливаем этот результат менталитетом. Но чтобы приобрести определенные качества и проявить менталитет, что-то должно было произойти, нужны были изменения. А чтобы решиться на них, нужно было пройти неопределенность. Эта парочка — «изменения и неопределенность» — почти всегда рядом. Вспомните, например, первое выступление на детском празднике, когда не знаешь, что произойдет после первого шага на сцену, тогда, когда наберешь воздух в легкие и расскажешь тот противный стих. Но потом весь день ходишь супергероем.

Видео дня

«Зрелость человека определяется тем, сколько неопределенности он может выдержать», — писал Карл Густав Юнг. Каждый из нас — наглядная иллюстрация этой мысли. Неопределенность порождает тревогу, а способность взять себя в руки при непонятных обстоятельствах и переменах и не искать при этом «старшего» — признак взрослого человека.

Еще одно интересное мнение, повторяемое коучами и менторами, уверяет нас в позитивном смысле любых препятствий: чем больше испытаний — тем сильнее становится человек.

Накануне темных времен стоицизм всегда приобретает популярность

Общество состоит из людей разной степени зрелости. Можем предположить, что если многие из них достойно пройдут через различные испытания, то общество претерпит качественные изменения. И народ «после» уже не будет народом «до». Это будут разные общества.

За месяцы войны мы ощущали больше неопределенности, чем за все предыдущие годы независимости. Потому что война — это апофеоз неопределенности и страшное испытание. Это подлинная инициация зрелости.

В древности, а иногда и сегодня, в некоторых племенах подростков по достижении определенного возраста забирают взрослые соплеменники в джунгли на пару месяцев. Там, вдали от семьи, они проходят инициацию — сложные обряды и испытания, чтобы стать взрослыми. Современный цивилизованный мир утратил эту традицию, поэтому неохотно воспринимает необходимость перемен. Он соглашается на них, когда они уже неотвратимы или слишком увлекательны, чтобы оставаться в стороне.

А еще вспомним, как до войны была пандемия, о которой напоминают лишь случайно найденные в карманах маски и воспоминания о пустых улицах, закрытых заведениях и так далее. И это тоже был период той еще неопределенности. Общество взрослеет, но людям тяжело. Три года перемен каждый переживает самостоятельно и не всегда легко.

Я поделюсь стоическим взглядом на эти вещи. В преддверии темных времен стоицизм всегда приобретает популярность, словно коллективный разум вспоминает и достает из древнего ящика хорошее общественное лекарство.

Одна из базовых установок стоицизма — это жизнь согласно природе. Особенность природы человека — использование разума. Поэтому стоики пытаются управлять эмоциональным состоянием, не обращая внимания на то, хорошие это эмоции или плохие. В этом смысле они вообще не делают различия между ними.

Между эмоцией и действием они всегда пытаются оставить пространство для осознания происходящего. Может, поэтому существует достаточно ложный взгляд на стоиков, как людей холодных и безэмоциональных. Дело не в отсутствии эмоций, а в возможности не дать им овладеть вами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Отсюда первое правило — сохранять спокойствие. Keep calm and…

Эта идея вытекает из концепции добродетели. В стоицизме выделяются четыре главных добродетели, согласно которым человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо: мужество, справедливость, мудрость и умеренность.

Именно умеренность является основой стоического образа жизни в эпоху перемен. Если выразиться коротко — не надо ни на что реагировать чрезмерно, потому что все идет по плану Вселенной, Логоса, Бога (кто в кого верит). Amor fati (люби судьбу) — как говорили стоики.

Император-стоик Марк Аврелий в своем трактате Размышления говорит: «Всегда имей в виду, что все вещи происходят из-за перемен, и привыкай к мысли, что природа Вселенной ничто так не любит, как изменять существующие вещи и творить новые вещи, подобные им. Ибо все, что существует, в известной степени является семенами того, что будет» (Книга 4).

Стоики подарили нам еще одну известную концепцию, взятую на вооружение психологией. Это дихотомия контроля — считать вещи, на которые мы не можем повлиять, не имеющими значения. То есть принять их. И сфокусироваться только на том, что мы можем.

Перемены — это закон природы, неподвластный нам. «Для вещей претерпевать изменения — не зло, и не хорошо для них сохраняться благодаря изменениям», — добавляет Марк Аврелий в той же книге.

Попытки остановить изменения — ошибка, это противоестественно. Перемены необходимы для существования, поэтому попытка помешать им означает попытку остановить собственное существование. Они созданы для того, чтобы с ними справляться. Делайте все возможное на своем месте, но позвольте переменам идти через вас — это второе правило.

И, наконец, третье правило, так хорошо знакомое всем религиозным людям, — ни к чему не привязываться. Потому что все, что у нас есть, нам только одолжено. И мы ничего не теряем, а только возвращаем.

Тогда исчезнет тревога неопределенности и останется результат этих испытаний. Это будет личная победа над переменами.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X