Важная эмоция. Как научить ребенка правильно злиться

13 мая 2021, 00:20

Эти 25 игр для профилактики аутоагрессии помогут «отреагировать злость»

Мы много говорим об агрессии, о том, как ребенку, испытывая злость, научиться проявлять ее так, чтобы не навредить себе и другим. Но есть дети, которые по разным причинам, злости не проявляют. Невыраженная эмоция превращается, как минимум, в мышечное напряжение, в «симптом», перерастает в то, что называется аутоагрессия. Самые легкие ее формы выражаются в том, что ребенок начинает грызть ногти или бить себя.

Видео дня

Я собрала 25 идей для игр и разговоров с ребенком, которые аккуратно помогают «отреагировать злость». Все игры подобраны для разных «каналов агрессии» — голос, зубы, руки, ногти, ноги, живот, рефлексия — слова. Но во все эти игры можно играть, только если мы сами можем выдержать напряжение злостью.

1. «Докричаться до Луны» — представить, что нужно крикнуть послание космонавтам или инопланетянам. Можно кричать из разных углов комнаты друг другу, можно направлять звук «далеко-далеко».

2. «Выдохнуть облако» — представить, что вдохнули облако и выдохнуть его со звуком, можно с грозой и молнией (топая ногами).

3. «Погода» — можно идти, можно стучать подушечками пальцев (лучше ногтями): вначале солнышко и легкий ветер (идем-стучим медленно, мягко и тихо), затем ветер крепчает, начинается дождь (идем быстрее и топаем). Дождь усиливается — топаем сильнее, ливень — прыгаем, гроза — ураган — прыгаем, дуем и кричим, ветер успокаивается, дождь стихает — постепенно идем тише и медленнее. Заканчиваем «хорошей погодой».

То, что мы испытываем эмоцию, не делает нас ни хорошими, ни плохими

4. «Собаки» — «превратиться» в добрых собачек, виляющих хвостами, а затем в злых собак, рычащих друг на друга. После этого опять превратиться в добрых собак, которые принюхиваются, а затем снова в людей.

5. «Клац-клац» — клацать зубами, будто от холода, затем показывать зубы, как обезьянки, скалиться и рычать, как тигры. После этого превратиться в людей.

6. «Р-р-р-р-р» — играя с родителями, перетягивать ткань, держа ее в зубах.

7. «Плевалки» — выплюнуть, выдуть из трубочки горошину в мишень.

8. «Лети!» — дуть друг на друга, как на перо. Позволить себе подуть на родителя, чтобы «сдуть» его с места.

9. «Толкалки» — «оттолкнуть воздушной волной» родителя (партнера по игре), сделав жест руками. Родитель «отлетает» от ребенка.

10. «Подушечный бой».

11. «Борцы сумо» — засунуть подушку под футболку и толкаться, подушка будет смягчать удар.

12. Рвать бумагу, а потом собрать из обрывков коллаж.

13. «Шкрябалки и дряпалки» — ногтями «прошкрябать» рисунок в тесте, в фольге, в крупе. В закрывающийся пакет залить краску, ребенок подушечками пальцев и ногтями процарапывает узоры.

14. Боулинг — сбивать любые предметы (позволить нарушить порядок).

15. Водяные пистолеты.

16. «Злой бобер» — придумать злое животное и вести себя так, как, нам кажется, может себя вести это животное. Потом превратиться в доброе животное. Затем в человека.

17. «Выпустить когти» — показать, как тигренок шипит и показывает когти, когда хочет защититься. Потом превратиться в человека.

18. Рисовать каляки-маляки, сжав в кулаке фломастер или карандаш

19. «В цель» — смять в руках бумагу и, как мячиком, попасть в цель.

20. Кричать в «мешочек для крика».

21. «Бодалки да-нет» — бодаться руками или головой, говоря по очереди «да» или «нет».

22. «Люблю — не люблю» — говорить друг другу: «Я люблю, когда… Я не люблю, когда…». Или «радуюсь — злюсь»: «Я радуюсь, когда… Я злюсь, когда…»

23. Говорить от имени эмоции: «Моя радость говорит… Моя злость говорит…»

24. «Я хочу тебя накормить». Ребенок говорит: «Я хочу тебя накормить», — и может назвать, что угодно. И что бы он нам ни предложил, мы говорим: «Спасибо. А я хочу тебя накормить…», — и кормим съедобным. Эта игра подходит не всем родителям. Важно быть готовым к тому, что ребенок будет раз 30 кряду кормить нас какашками, козявками и тому подобным.

25. Сделать разрешенным время, когда можно кричать или громко петь.

Идеи для разговора с ребенком

— Эмоция — это сигнал нашего мозга о том, что происходит. Каждая эмоция очень важна. Мы не всегда можем на нее повлиять. А вот поведение мы способны выбирать.

— Злость так же важна, как и радость, и грусть.

— То, что мы испытываем эмоцию, не делает нас ни хорошими, ни плохими.

— Когда нашему другу плохо, мы его поддерживаем. А как бы ты поддержал себя, если бы был своим самым лучшим другом? Что бы сказал ему?

— Если ты злишься — ты не злой. Ты человек, который сейчас злится.

— Иногда, когда злость очень сильна, мы представляем, как бы все разрушили, как бы кого-то ударили или даже убили. А потом чувствуем себя после этого плохо. Можно представить, что внутри нас есть «маленький человечек — я», намного младше, чем мы, которому нужна помощь. Мы же знаем, что когда ребенку плохо, его бесполезно ругать, ему нужно помочь. Положи руку на то место, где «живет» человечек, согрей его.

— Представь, что солнышком растапливаешь напряжение, которое у тебя внутри. Или представь, что ты — океан или море, в котором все-все растворяется.

— Можно представить пружину, которая сжимается-разжимается и подпрыгивает внутри, положить руку на живот, сделать вдох и резкий выдох.

И важно всегда помнить, что все-все-все грубое, злое, грустное может раствориться в маминой и папиной любви. Добрых взрослений.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X