Культура самообразования. Как научить команду учиться

Наталья Кадя: «Команды, работающие в динамических условиях, будут оставаться успешными, если научатся учиться самостоятельно» (Фото:Jason Goodman/Unsplash)
Экстремальная неопределенность современного мира и многоуровневые изменения контекста работы требуют от трудовых коллективов стремительного развития и адаптивности к новым условиям
Непрерывное обучение (lifelong-learning) в идеальном мире должно было бы быть организационно обеспечено системами государственных и общественных институтов, однако мы, украинцы, живем сейчас в войне, где основная задача и фокус — победа.
Поэтому сегодня роль архитекторов lifelong-learning концепции лежит на L&D (Learning and Development) командах. Именно от них во многом зависит направление и фокус обучающих систем в организации, а также навыки, которыми будут владеть команды.
Так вот, одним из гигиенических навыков в командах становится «умение учиться». Больше невозможно знать все, теперь важно уметь научиться нужному. Поэтому сегодняшняя наша шпаргалка о «хьютагогике» — философии обучения всегда и всюду, на протяжении всей жизни.
Хьютогогика. Как научить команду учиться
Lifelong-learning — это процесс развития общего и профессионального потенциала личности на протяжении жизни, организационно обеспеченный различными образовательными институтами и отвечающий потребностям личности и общества.
Хьютагогика — это современная концепция самостоятельного образования, в центре которой находится взрослый человек, осознанно самостоятельно управляющий процессом своего обучения.
Хьютагогика концентрирует внимание на развитии навыков обучения, а не только на получении знаний. Кроме того, учитывает все образовательные контексты формальные, неформальные и информальные (самообразование).
Термин был предложен австралийцами Стюартом Xace и Крисом Кеньоном в работе From Andragogy to Heutagogy в 2000 году.
Хьютогогика. Принципы
- принцип креативности;
- принцип производительности обучения;
- принцип личностного целеполагания;
- принцип невозможности не учиться;
- принцип уникальной индивидуальной образовательной траектории;
- принцип ситуативности обучения.
Учимся учиться
Смысл существования систем именно в том, чтобы противодействовать переменам. И в этом главный конфликт и вызов. Чем более устойчива система обучения команд, тем труднее даются намерения ее изменить.
Мы продолжаем работать над адаптациями обучающих систем организаций, используя два аспекта:
Больше нельзя знать все — теперь важно уметь научиться нужному
— с одной стороны, данные ученых о мозге — как обучается мозг, какую роль играют эмоции во время учебных процессов, как обратная связь стимулирует или сдерживает учебные инициативы в организациях;
— с другой стороны, исследование о том, как изменяется рабочий контекст, трансформируя гигиенические навыки команд.
Далее — о том, как трансформировать культуру обучения в организации под нужды нового мира работы.

Хьютогогика. Как организациям создавать культуру самообразования?
Зачем организациям развивать культуру самообразования?
Работа сегодня хрупкая, тревожная, нелинейная и непостижимая (BAND). Команды, работающие в таких динамических условиях, будут оставаться более успешными, если научатся учиться самостоятельно. Колледжи и университеты мира не могут сегодня готовить студентов к еще не существующим профессиям просто потому, что невозможно научить выполнять работу, которая еще не изобретена.
Какой выход? Невероятно простое и сложное одновременно: учить команды учиться.
Успешная организация сегодня — это постоянно обучающаяся и трансформирующая платформы для сбора и управления знаниями так, чтобы побуждать и обучать работников учиться самостоятельно.
Три критические составляющие для самостоятельного обучения:
— я готов, умею, ответственен за свое обучение;
— я активный участник, а не пассивный получатель учебного контекста;
— я на каждом этапе обучения принимаю активное участие в формулировании целей, определении целей, выборе контента, формате и оценке своего учебного процесса.
Цели L&D отдела для развития самостоятельного обучения команд:
1. Развивать навыки команд к самостоятельному обучению.
2. Обеспечить платформу возможностей, выбирать темы и форматы обучения, а также самостоятельно отслеживать прогресс.
3. Работать с лидерами команд, чтобы делать их агентами изменений в культуре обучения.
Стратегия для создания культуры самообразования в организации:
- Обеспечить инструменты для того, чтобы команды могли самостоятельно оценивать те или иные навыки, прежде чем принимать решение об участии в учебной программе.
- Разработать инструкции по тому, как правильно формулировать персональные учебные цели.
- Сформулировать ключевой набор необходимых ресурсов
(статьи, видеоматериалы, экспертов в определенной теме), а также научить учащихся самостоятельно искать релевантные к теме материалы. - Разработать системы, через которые учащиеся и их руководители могут отслеживать и фиксировать учебный прогресс.
- Постоянно следить за тем, чтобы ежедневный рабочий контекст требовал использования участниками знаний и навыков, которые они приобретают, обучаясь самостоятельно.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь