Время и страхи. Когда мы посылаем детям плохие сигналы

17 мая 2020, 22:10

Если ребенок улавливает или слышит, что мы отправляем его в садик потому что устали от него, тревоги и страхов будет намного больше

О вкладах и тратах, сигналах, которые мы подаем детям и друг другу, о детских садах, адаптации, прощании перед сном и не только.

Пост не то, что бы злой — напряженный. Когда мне представители детских садов и предлагатели разных детских услуг присылают что-то, включающее вопрос: «Сколько времени вы тратите или готовы тратить на ребенка?», — для меня это звучит не просто как некорректно сформулированный вопрос. Я задам еще много вопросов, чтоб прояснить — человек в самом деле не ощущает разницы между мы тратим время на ребенка или мы вкладываем время в его развитие и наши отношения?

Видео дня

Дети всегда считывают наши невербальные сигналы

Когда я сегодня прочитала в телеграм-канале новостей официальную информацию, обращенную к родителям: «Вы сможете отправить детей в садик и наконец вздохнуть свободно», — подпрыгнула. Хорошо, что вы меня не видели в этот момент. Вот правда — «отправить детей, чтобы вздохнуть»?

Детские сады очень и очень облегчают жизнь матерям и отцам, но они не заменяют родителей. И это точно не место, куда «отправляют». Если мы изначально убеждены в том, что детские сады — это пункт, где ребенок может пересидеть, пока родители работают или отдыхают, то в дошкольном секторе ничего не изменится. Коммунальный сад не станет пространством безопасности, развития, а останется местом.

А если для нас, родителей, это «отправить и вздохнуть» звучит совершенно нормально, то наши дети будут нас своими страхами, тревогами, симптомами «приводить» к психологам, чтобы мы научились быть вместе, «дышать» вместе, научились распределять время и силы. И да, это, правда, очень и очень сложно. И да, карантинная нагрузка на семьи огромна.

Знаете секрет? Когда мы укладываем спать ребенка любого возраста и при этом делаем все возможное, чтобы он поскорее заснул, а мы могли бы наконец заняться чем-то своим (я в курсе, яжежмать) — ребенок, как назло, дольше не засыпает. Дети всегда считывают наши невербальные сигналы. И чем больше мы даем им осознанных или не осознанных посланий: «Ну скорее уже, мне еще столько нужно сделать», — тем отчетливее ребенок ощущает: «От меня хотят избавиться». Он не понимает, что мы уходим не «от него», а, возможно, «к себе». Тревожится, цепляется за нас, спрашивает, любим ли мы его — и не засыпает.

Если мы ребенку честно скажем: «Я очень устал/а, я хочу быть сейчас рядом, но у меня есть только 10−15−20−40 минут, а дальше мне важно отдохнуть (поработать, приготовить еду, побыть с твоим папой/мамой, братом/сестрой). Как мне с тобой быть сейчас так, чтобы ты за эти минуты, пока не прозвонит будильник, наполнился моей любовью (спокойствием, силой)?». Дети, даже совсем маленькие, это понимают. И, как минимум, мы не транслируем двойных посланий: «Я с тобой, но хочу быть без тебя» или «Лучше бы тебя не было».

Если ребенок улавливает или слышит, что мы отправляем его в садик потому что от него устали, если он часто слышит, что именно из-за него мы не можем чего-то себе позволить (при том, что ребенок не очень понимает метафор и косвенной речи, он не знает всего объема наших задач и не может нести ответственность за эти задачи — он, преимущественно, воспринимает все буквально) то, тревоги перед походом в сад может быть больше. Как и сложностей с адаптацией, страха остаться самому, страха, что мы вообще за ним не придем и из садика не заберем. Ну и мы в таком случаем перестаем быть безопасной и надежной опорой.

Когда мы с семьями готовимся к походу в детский сад, я задаю занудные вопросы: «А зачем вам садик? А что вы будете делать, когда ребенок будет в саду? А знает ли ребенок, что для вас работа? А как он сам понимает, зачем ему вообще ходить в садик? И как ребенок ощущает ваше „я с тобой“, даже, когда вас рядом нет?».

Конечно, я мечтаю для наших детей и для нас, чтобы детский сад и школа превратились в партнеров в сопровождении взросления детей. Чтобы мы перестали говорить: «Я иду на работу (которая мне не нравится), а ты идешь на свою „работу“ (да, она тебе тоже не нравится, привыкай)». Мечтаю, чтобы у нас был выбор из разных хороших вариантов садов. Мечтаю, чтобы садик был пространством безопасного развития, общения, был обогащенной средой — дополняющей, а не заменяющей родителей.

Ну и да, этот текст заряжен эмоционально, мне важна эта тема.

Пожалуйста, давайте «вкладывать» друг в друга, а не «тратить». Вклады — растут. Траты — оставляют ощущение неудовлетворенности и желание компенсации.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X