Как без нервов учить детей музыке. Блог педагога

20 октября 2016, 17:31
Ребенок – живая, непоследовательная субстанция с бесконечно живым и быстро меняющимся интересом. Вот почему к нему стоит относиться в первую очередь с уважением

Довольно часто я упоминаю о факторе погони за результатом в педагогической деятельности. Безусловно, счастью нет предела, когда надрессированное чадо играет песенку и жонглирует апельсинками в куплете, а родители с бабушками и дедушками хлопают в ладоши. Все довольны. Чадо могло прийти к такому результату добровольно, ровно, усердно, при помощи своего наставника (пора менять слово "учитель" или "педагог"). И дальше с удовольствием развиваться в заданном направлении.

Видео дня

Но могло быть по-другому. На долю несчастного отрока могла прийти беда под лозунгом "дать все самое лучшее, быстро, очень быстро, и всё сразу, хочет он этого, может он это или нет".

И тут родители, читая, думают: "Хм, какой кошмар! Это точно не обо мне". Увы, но это о каждом из нас. Просто проявляется по-разному. Можно хотеть "впихнуть" все сразу, и зародить в ребенке бурю сопротивлений, комплексов и разочарований.

Давайте посмотрим на несколько примеров глазами учителя (пока буду придерживаться этого слова, так как до определения «наставник» многие еще не доросли, в том числе и я сама).

Учитель музыки Эдуард Акакиевич учит Вильгельма (для домашних – Виля, Вилюша). Он усердно объясняет название нот, деление "картошин" (кто в теме – поймет), рассказывает о куполах (не на груди, а в положении руки). Виля охотно всё впитывает. Первый урок проходит прекрасно. На втором уроке динамика продуктивности падает, на третьем Виля уже крутит вокруг оси мнение Эдуарда Акакиевича, всех его родственников и друзей одновременно.

Что же случилось с Вильгельмом? В этом вина педагога? И да, и нет.

Да – потому что Эдик в своем желании превратить занятия в однообразную схематичность по форме, зато с достижением скорейшего результата, сбросил интерес ребенка на ноль. Нет – потому что родители Вилюши играют гораздо большую роль в моменте обучения, чем Акакиевич, и сами того не подозревают.

Не сравнивайте детей. Вам же не нравится, когда муж говорит " Люд, смотри, а у Валюхи-то фигурка красивее твоей"

Ребенок – живая, непоследовательная субстанция с бесконечно живым и быстро меняющимся интересом. Он не должен относиться к занятию серьезно. Все, что он должен – ощущать справедливое, уважительное отношение к себе со стороны педагога и родителей по заданному графику.

График (время занятий) будет приучать, медленно и постепенно, к порядку и ответственности. Уважение – к взаимному уважению и порядочному отношению между людьми.

Если с первого раза попытки вести себя вежливо, без угроз и наказаний, не срабатывают – это не значит, что их нужно прекращать. Просто этот процесс требует времени.

Помните, прежде всего, вы хотите вырастить не гениального Вильгельма Вейземюллера, великого пианиста и дирижера, венца мироздания и очень послушного мальчика. Хорошие родители хотят вырастить порядочного, воспитанного, доброго и разумного Вилюшу, которого будут любить, даже если он не станет великим и самым-самым.

Не сравнивайте детей. Вам же не нравится, когда муж говорит "Люд, смотри, а у Валюхи-то фигурка красивее твоей". А? Вот так же ребенку совершенно не нужно знать, что у кого и как.

Цель занятий музыкой – культурное воспитание и развитие внутреннего мира ребенка. И только во вторую очередь развитие способностей, освоение новых навыков и прочее. Педагоги не должны повторять ошибки родителей и собственные. Отношение к ученикам должно быть исключительно зрелым и уважительным. Без манипуляций и наказаний. Можно вести себя как ребенок и не переступать личную границу в сюсюкании. Не смотреть на ребенка свысока. Доводить дела до конца, но не давить, а ждать. Не давить – а ждать.

Современный мир делает нас раздражительными и нетерпеливыми – быстрая еда, быстрая любовь, быстрые деньги. Поэтому время так и летит. Но мы можем это изменить.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X