Неисчерпаемый поток. Как на нас влияет избыток информации и что с этим делать

4 октября 2021, 20:43
NV Премиум

Представьте себе человека, который ест все время, с утра до ночи — именно это часто делаем мы с вами на информационном уровне

Информационный поток из разных источников фоново и незаметно влияет на эмоциональное состояние человека, создает психологическую нагрузку, забирает кучу сил и времени. Соцсети (фейсбук, инстаграм, ютуб) — часть нашей реальности, в которой мы существуем; смартфон стал нашим дополнительным органом чувств.

Видео дня

Кроме очевидных ресурсов и плюсов, которые дает нелимитированная информация, существует и другая сторона — чем мы за это платим. Это иллюзия, что сейчас информация бесплатная. Мы платим своим вниманием, временем, эмоциями, трудно отследить, посчитать в моменте. Но таковы неозвученные правила игры.

Инфонасилие

Попробуйте несколько дней использовать, например, ютуб без рекламы. Почувствуете облегчение. Вот примерный список, с чем придется распрощаться среднестатистическому человеку:

— Казино, доставка еды, как заработать на аренде, не работая, политика, бизнес-школы и курсы английского. Вся перечисленная реклама — лишь маленький пазл большого потока информации, который вы глотаете ежедневно, не осознавая.

Соцсети спасают, когда мы чувствуем в реальной жизни неосознанную опасность

— Реклама тренингов женственности и самосовершенствования: «Если не хочешь быть счастливой в отношениях (успешным во всем), можешь просто пропустить этот ролик». Какие чувства вызывает? Злость. Фраза очевидно манипулятивная. Еще могут быть сомнения. Женщины задаются вопросом: «А действительно ли я счастлива?» (Кстати, это нормально — сомневаться, потому что отношения — живые, динамичные и никогда не идеальны). У человека, который переживает кризис может быть надежда (а может все же есть секретный секрет счастья или успеха, и меня полюбят и оценят). Тревога и неосознанный стыд («со мной не все в порядке, я не знаю, как вдохновлять своего мужчину делать мне подарки, а тренер — знает», или «я не слишком успешный и зарабатываю недостаточно»). Чувствуете сколько эмоций за пару секунд? Из ролика, который вы не выбирали.

— Благотворительные акции: тяжело больные дети, слезы и страдания. Ежедневно, несколько раз. После чего сразу чувствуешь боль, страх (никто от такого не застрахован). После страха возникает импульс сделать благотворительный взнос. Но когда информация подается таким образом, это — редко осознанный выбор, чаще — символический откуп. Или другой импульс — желание поскорее переключить, убежать. Часто такая информация вызывает вину за то, что не участвуешь в помощи. А еще раздражение. А потом еще раз — вину за свое раздражение. И это все — за доли секунды.

Эмоция, которая возникает в ответ на рекламу чаще всего — злость. Злость сигнализирует, что наши потребности и границы нарушаются. Природа же злости в этом случае в том, что информация навязывается, она агрессивная, неожиданная, нелимитированная. По сути это — информационная атака. А если точнее — насилие.

Кстати, информационное насилие — это не только реклама. Это могут быть люди, которые «кормят» нас тем, что неинтересно, жалением, претензиями; события, которые не полезны и воруют время (например, семейный праздник, куда на самом деле приходишь только потому, что так принято, чтобы никого не обидеть).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Инфоказино

В соцсетях мы по собственному желанию — никто не заставлял регистрироваться. Но здесь срабатывает эффект инфоказино: зашел и не заметил, сколько времени прошло. А если попробовать прожить хоть день без них, возникает еще больше тревоги и сопротивления — настоящая инфоломка.

Почему так?

Показать ещё новости
Радіо NV
X