Игра в кальмара и подростки. О чем нужно знать родителям

22 октября 2021, 00:50

Вопрос не в том, что делать с конкретной игрой, а в том, как формировать сообщество

Игра в кальмара. Подростки. Давайте размышлять вместе. Ничего не писала об этом сериале, относительно детей, пока не появилась возможность самой его смотреть. Это размышление для учителей и родителей. Старалась писать только практичное, но будет все равно много.

Видео дня

1. Запрещать и игнорировать не получится. Правило базовое — мы не можем ничего запретить, изъять, не дав чего-то взамен.

Если «что-то» проявилось — нам важно с этим напрямую коммуницировать. Называть, обcуждать. Если есть реакция, значит, этот сериал «попал» в какую-то важную потребность детей. И нам важно эту потребность, как минимум, распознать.

Нам важно самим посмотреть сериал, чтоб понимать, во что вовлечены дети. Возможно, если они уже и так смотрят или говорят о том, что смотрят их друзья, посмотреть вместе с ними — чтобы сразу отслеживать реакции, размышлять, давать объяснение и поддержку.

Если мы узнали, что подростки смотрят сериал — это повод о нем говорить.

Важно выбирать тональность для разговора — это точно не должно быть морализаторством.

Идеально — предложить подросткам дискуссию (им важны дискуссии, включенность и уважение).

Если есть эмоциональное вовлечение — у него должно быть физическое отреагирование

Можно предложить поразмышлять на тему социальных экспериментов: эксперименты Аша (серия исследований, демонстрирующих власть и природу конформизма в группах), эксперимент Стэнли Милгрэма, Стэнфордский тюремный эксперимент (важно рассказать о том, что результаты этого эксперимента опровергались), Спираль молчания (концепция, предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман). Рассказать о феномене Абилинских грабель.

Можно предложить поразмышлять о природе игры и игровой зависимости, о дофаминовых ловушках, поискать в сериале (в рекламе, политических роликах) признаки манипуляции.

Почему герои вовлекаются в игру? Чем мы готовы заплатить за победу? И чем платили герои сериала? (И герои художественных произведений, которые дети читали). А на что я пойду ради выигрыша, какой я в экстремальных ситуациях? Есть ли в сериале однозначно положительный и отрицательный герой?

С подростками важно говорить о моральных или этических дилеммах (и на эту тему можно поразмышлять в контексте безопасности — если я расскажу о том, что мой друг играет в опасную игру, это предательство или забота?). Так мы переводим тему из эмоциональной плоскости в интеллектуальную, осознаваемую.

2. Подростковое общество иерархично. Одна из важнейших тем подросткового возраста — борьба за власть и определение своего места в иерархии. Секрет воздействия на подростковые сообщества — найти, кто у них «Альфа», и вовлечь его в «позитивное» сотрудничество.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

3. Принадлежность. Подросткам важно почувствовать себя «своими». И одна из задач — найти своих. Собраться в группу, чтобы противостоять взрослому миру, собраться в «субкультуру». И тут вопрос: есть ли подросткам в конкретной школе вокруг чего объединяться? Если нет — нужно искать.

4. Во многих школах дети играют в эту игру — но не во всех школах эта игра заканчивается проявлениями жестокости.

Нам важно помнить: если есть эмоциональное вовлечение — у него должно быть физическое отреагирование. Действие. Оно, в любом случае будет, это отыгрывание, вопрос — в какой форме. Чем выше ставка, чем больше риск, тем, с одной стороны, будет больше восторга у победителя при выигрыше. И будет больше потребности в «выпускании пара». В проявлении — телесном проявлении напряжения, накопленного в игре. Оно будет искать способ «канализироваться». Где есть возможность проявлять активность (физическую) подросткам, что мы можем предложить? Подросткам особенно важна возможность заниматься спортом.

Агрессия больше проявляется в авторитарных сообществах, в сообществах, где нет правил, или где они жестки, где страшно, где нет возможности проявить эмоции, где у детей нет возможности (навыка) спросить: «А зачем? А почему?» Там, где высокий уровень конкурентности, в системах, инфицированных буллингом, где на самом деле и нет сообщества и ощущения близости. И вопрос не в том, что делать с конкретной игрой, а в том, как формировать сообщество.

5. Что еще нам важно помнить о подростках:

— Им не хватает эмоций в живом общении. Ощущение опасности — это концентрированные эмоции, и нам важно вовлекать их в кино-клубы, клубы настольных игр, важно стараться создавать эмоциональные связи в семьях и с семьями. Есть ли место, занятие, где есть возможности проявить, прожить эмоции, заниматься не только интеллектуальной деятельностью?

— Они субъективно и объективно одиноки. Одинокого человека легче спровоцировать на что-то, создавая иллюзию близости и контакта.

— Они ищут свою авторитетность и свое место — и это место важно «дать» или помочь найти, важно подчеркивать то, в чем они сильны (возможно, они смогут быть менторами для малышей, могут быть вовлечены в волонтерскую деятельность).

— Романтизация смерти и ощущение своего персонального бессмертия. С ними важно говорить о их ценности, и ценности жизни.

— Одна из особенностей подросткового возраста — временное выключение эмпатии, стремление к риску, но сложности с торможением и оценкой рисков. Важно, чтобы у них была информация о том, какие изменения происходят в их возрасте (книги — Народжені бути вільними, Ты — это твой мозг). В чем, с умеренным риском, позволенном нами, они могут испытать свои силы?

Ну и еще одно — не очевидное: часто дети в проявленной форме отражают то, что происходит у нас, у взрослых, в форме скрытой.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X