Гонки на динозаврах, или Как я моделировала мышление в Стэнфорде. Блог Натальи Кади

17 января 2017, 22:17
Эта маленькая предыстория – о том, что нужно мечтать о большем. И все получится. Даже то, что кажется невероятным 

_1
_1 Фото:

Еще недавно в Facebook я советовала ставить цели и мечтать по знаменитому методу Стэнфордского университета. Он заключается в том, чтобы осознать свою жизнь как проект и применять к решению жизненных задач методы так называемого «дизайн-мышления», в основе которых лежит творческий подход. Этот курс под названием Дизайн жизни создали стэнфордские преподаватели Билл Барнетт и Дэйв Эванс. На английском он называется Designing Your Life.

Видео дня

Мне очень нравится эта тема, но о Стэнфорде и d.school, где читают курсы по Design Thinking, в ноябре прошлого года я могла только мечтать (и мечтала).

Однако все, что мы способны вообразить – можно реализовать. Этому учат в школе d.school, а я в случае со Стэнфордом – живой тому пример.

В декабре совершенно спонтанно решила провести новогодние каникулы с сыном в Калифорнии – друзья давно звали. И обстоятельства сами собой (а на самом деле, думаю, на уровне подсознания) привели в парк Стэнфордского университета – просто погулять. И там на самом обыкновенном столбе я случайно заметила самое необыкновенное объявление. Студентов приглашали на занятие в школу d.school. Я не была студентом, но тут же с телефона заполнила регистрационную форму. И мне тут же ответили: группа набрана, а моя заявка отправлена в лист ожидания – на случай, если кто-то откажется.

Нас побуждали озвучивать самые нелепые и нереальные идеи так, будто они могут быть совершенно реалистичными

Но, видимо, никто не отказался. Больше писем не было.

Я всегда учу коллег, друзей и клиентов следовать правилу: если очень захотеть, возможно все.

Поэтому в день курса я приехала в кампус d.school Стэнфордского университета. И спросила на стойке регистрации, можно ли попасть на тренинг, несмотря на отсутствие подтвержденной регистрации и какого-либо отношения к Стэнфорду вообще.

Меня пустили и закрепили за профессором, моделировавшим проектную работу команд.

Эта маленькая предыстория – о том, что нужно мечтать о большем. И все получится. Даже то, что кажется невероятным и малореальным.

Но я хотела рассказать, чему же учат в этой школе и как разрушают рамки и ограничения, в которые мы сами себя загоняем всю жизнь.

Программа состояла из нескольких блоков. Сначала рассказали о принципах школы и модели дизайна мышления. Затем заставили примерить роль дизайнеров и за 5 минут разработать очки из подручных материалов. Потом, вдохновленные открытием в себе дизайнерского потенциала, мы еще с двумя участниками проектной команды отправились в лабораторию школы.

Лаборатория напоминала огромный кабинет труда в современной школе. В помещении, поделенном на мини-лаборатории, было все – цветные скрепки, нитки, пенопласт, игрушки, картон, пенопластовые кирпичи, полный набор инструментов то ли слесаря, то ли авторемонтника. Следующие 90 минут были четко поделены на 15-минутные блоки с заданиями на каждый отрезок времени. С моей проектной командой работали двое – профессор школы, моделировавший процесс, и его ассистент – студент, окончивший основную программу университета и оставшийся писать научную работу.

Наше задание заключалось в том, чтобы разработать программу, позволяющую развлекать посетителей ресторана, пока те дожидаются очереди занять столик.

Культура ресторанного питания в Штатах очень развита, и любое хорошее заведение можно идентифицировать по очередям – сначала на улице, потом на стульях уже внутри ресторана при входе. В каждом блоке мы должны были придумывать и набрасывать идеи, которые из задания к заданию сводились к общей картине – проекту самой развлекательной программы.

Нас побуждали озвучивать самые нелепые и нереальные идеи так, будто они могут быть совершенно реалистичными. Побуждали хвалить идеи друг друга, голосовать и выбирать всей командой наиболее подходящие. На критику любых идей и предложений было наложено табу. Точно так же было запрещено ограничивать свои идеи теми областями, в которых мы могли быть специалистами. Вдобавок идеи не должны были ограничиваться менталитетом, гендерными, возрастными, национальными или любыми другими рамками. Советоваться с профессором или интересоваться его мнение по вариантам тоже нельзя было.

Предпоследним заданием стало создать… прототип нашего проекта из тех самых подручных материалов, которыми была набита лаборатория.

В конце концов, мы презентовали другим командам свой проект – гонки на динозаврах по звездному небу – и получили список уточняющих вопросов, дополнений и противоречий, которые в рамках концепции школы мы должны были доработать на следующем этапе.

Мои эмоции во время всего этого действа можно передать такой цепочкой: раздражение-злость-непринятие-восхищение-восторг-желание-счастье-успех-мотивация-смелость-желание.

Вот несколько мыслей, которые я записала в ходе этих нескольких безумных часов:

  • Масштабы и сложность задач, стоящих перед миром сегодня – беспрецедентны, а возможности и способности каждого из нас – безграничны. Именно исходя из безграничных возможностей и следует строить карьерные и личные планы.
  • Решения в ответ на любые наши запросы поступают не из одной какой-то области. И зависят эти решения от способностей четко визуализировать желаемое и формировать картины такой реальности, какой она может быть.
  • Именно сейчас создается совершенно новый формат образования, развивающий творческое мышление и выводящий знания человека за пределы традиционных академических дисциплин.
  • Если вам кажется, что выход один – вы на 100% ошибаетесь. Дизайн-мышление позволяет смоделировать огромное множество вариантов решения и выбрать самый подходящий.
  • Основная задача дизайн-мышления – столкнуть все множество вариантов решений с реальностью лоб в лоб. А прототипирование помогает одновременно воплотить в жизнь несовместимые варианты, которые подкидывает воображение.

Если вам интересно, что это за наука такая – управлять своим мышлением, почитайте книгу авторов этого курса – Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life (Bill Burnett, Dave Evans). И если вам понравится, представьте свою учебу в школе будущего и забронируйте билеты в Калифорнию. И знайте: дизайн-мышление работает так, что непонятно, что из этого важнее для достижения цели – визуализировать или найти деньги на билеты в Америку. Проверено на себе.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X