Голливуд в Украине: лучшие места для съемки фильмов. Блог киноэксперта

3 февраля 2017, 11:37
Если герои европейских, голливудских и болливудских фильмов оживут в украинской кинореальности, страна от этого только выиграет

Украина – это красиво, модно и доступно. Именно такой посыл мы должны дать кинопроизводителям со всего мира, чтобы они хотели снимать именно в нашей стране. Ведь уникальных локаций, которые подходят для съемок, в Украине довольно много. Если герои европейских, голливудских и болливудских фильмов оживут в украинской кинореальности, страна от этого только выиграет.

Видео дня

Каждый продюсер или режиссер перед тем, как приступить к работе над фильмом, принимает решение по поводу локации для съемок. Он отталкивается от задачи: какое кино? Историческое, приключенческое, фантастическое кино, нужны ли горы, море или зимние пейзажи. А, может, нужна стилизация под какой-то древний город. Немаловажна и стоимость локации: каждый продюсер ищет, где подешевле. В любом случае, всегда востребована первозданная природа, сохранившиеся памятники культуры, уникальные достопримечательности. То есть то, что в избытке есть у нас.

В последние 20 лет в Украине было снято несколько десятков американских, европейских и азиатских картин. Например, титулованный фильм «Легенда о пианисте» снимался в Одессе. А реквизит для картины был предоставлен местными музеями.

В Одессе снимали и культовый боевик «Перевозчик-3». В кадр попали городские улицы, порт, морское побережье и даже вполне узнаваемый базар на Молдаванке. А многие одесситы поучаствовали в фильме в качестве массовки.

Один из очень известных фильмов – «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым и Катрин Денев снимался в Киеве. А режиссер китайского фильма «Дом летающих кинжалов» воспроизвел свой Древний Китай ІХ века в украинских Карпатах.

Страна, в которой есть Карпаты, Львов, Тернополь, Хортица, должна показать все это миру

Украина популярна, ее любят и хотят здесь снимать. Страна, в которой есть Карпаты, Львов, Тернополь, Хортица, должна показать все это миру. И ведь наши интересы совпадают. Продюсеры из Европы, Америки, Индии и других стран ищут новые, «незамыленные» пейзажи и виды. Уникальную природу. Достопримечательности. Разве Украине нечем похвастаться в этом плане? Конечно, есть. Просто наши глаза уже привыкли к украинской природе и уникальным местам. А большинство иностранцев в восторге от украинских пейзажей.

Что делать, чтобы поощрять продюсеров снимать в Украине? Во-первых, нужно как можно быстрее упростить бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются режиссеры и продюсеры. Ведь огромное количество разрешений и согласований способны отпугнуть даже самого заинтересованного киношника.

Знаю, что Львов, например, охотнее идет на сотрудничество с зарубежными продюсерами. Там явно уже поняли выгоду от такого сотрудничества и предоставляют свои уникальные локации для съемок. Правда, так было не всегда. Например, львовские пейзажи могли попасть в культовый «Список Шиндлера» Стивена Спилберга или «Огнем и мечом» Ежи Гофмана. Но, к сожалению, режиссеры не получили «добро» на съемки от местных властей.

Тем не менее, в городе Льва снималось много классных картин. Например, любимый фильм «Старики-разбойники». Да и Париж в «Трех мушкетерах» - это брусчатка того самого Львова, а батальные сцены и резиденции власть имущих в картине – это пейзажи и замки на Западной Украине.

Киев тоже излюбленная локация для съемок многих именитых режиссеров. Помните любимые фильмы детства – «За двумя зайцами», «Адъютант его превосходительства», «Не может быть», «Белая гвардия», «О чем говорят мужчины», «Мёбиус», «Дело Фаруэлла», «Четвертая власть» и многие другие. Они снимались на Андреевском спуске, Ярославовом Валу, Набережно-Крещатицкой, в национальном музее «Пирогово», на ВДНХ и старинных домах, которые сохранились с царских времен.

Тем не менее, снимать в украинской столице довольно сложно. Единой слаженной позиции киевских властей по взаимодействию с зарубежными представителями киноиндустрии пока нет. Например, продюсер из Грузии Иракли Макацария, который снимает в Украине индийский фильм «Победитель», утверждает, что львиную долю бюджета, выделенного на съемки, пришлось истратить на то, чтобы привезти сюда съемочную группу и получить всевозможные разрешения. Только визы обошлись каждому из них в 400-500 долларов.

Часто киношники из других стран сталкиваются с искусственно созданными проблемами. Допустим, отсняли материал в каком-то парке, а потом выяснилось, что нужно еще доснимать. Так вот, нужно брать новое разрешение, причем выдавать его могут в течение нескольких дней. Думаю, что большинство продюсеров, видя, как дорого обходятся съемки в Украине и сколько сложностей нужно преодолеть, просто плюнет и поедет снимать в ту же Грузию. Вот где рай для киноиндустрии: все разрешения получаются на протяжении часа-двух. Никаких проволочек, искусственных преград. Кроме того, там действует рибейт – то есть возврат 20% средств, которые продюсеры потратили на производство кино на территории их страны. А это тоже немаловажно.

Возврат части средств для киношников – обычная практика для многих европейских стран. Самыми успешными в этом плане считаются Венгрия, Чехия и Хорватия – там продюсеры могут рассчитывать на 25% возврат средств. В Литве возвращается 20% при условии, что было потрачено не меньше €43 тыс. В Македонии минимальная сумма составляет €100 тыс.

Развита эта система ив Великобритании, где помимо 25% рибейта выделяются значительные средства на развитие киноиндустрии, производство фильмов, гранты, фестивальную дистрибуцию.

В украинском законе о государственной поддержке кинематографа тоже есть норма о возвращении продюсерам 25% от объема затрат плюс 10% расходов, которые были уплачены с территории Украины, включая квалифицированные, - то есть оплату труда актеров и персонала-нерезидентов Украины. На данный момент закон завис в воздухе, хотя стоило бы поторопиться с его принятием.

По сути, нужно не так много усилий, чтобы сделать Украину - Киев, Одессу, Львов, Карпаты, - максимально дружелюбной для продюсеров из других стран. Дать толчок развитию киноиндустрии, посмотреть на кино как на прибыльный бизнес. Ведь отснятые кадры украинских улиц, парков, достопримечательностей увидят миллионы людей – потенциальных туристов. В той же Грузии, которую благодаря съемкам для Болливуда увидели как минимум миллиард человек, и за короткое время поток туристов увеличился втрое.

Ведь съемки в Украине – это не только использование локаций. Продюсеры, как правило, не привозят с собой техников, айтишников, массовку и прочий обслуживающий персонал. Они набирают их на месте. А это означает, что минимум на несколько недель или месяцев будет трудоустроена целая команда. Плюс налажены творческие связи, которые пригодятся в будущем. Кроме того, съемочные группы должны где-то жить, питаться, развлекаться. Значит, свою выгоду получат и отели, рестораны, культурные заведения. Игра стоит свеч.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X