Три главные добродетели. Каким должен быть современный лидер

19 мая 2021, 20:43
Цей матеріал також доступний українською

Творчество и развитие мастерства требует экспериментов

Меня как-то спросили, а кто отвечает за изменения в организации и компании? Для большинства людей это важный вопрос, дающий покой. Ведь если есть кто-то, кто готов взять ответственность за мое будущее, это снимает муки неопределенности. Наш ум любит детерминизм (определенность). В то же время, быть уверенным в будущем не очень то были готовы даже античные оракулы, не говоря об осознанных лидерах. И вера в витальность собственных идей является прекрасным заменителем, дающим людям надежду и видение картинки завтра и действий, которые им помогут к ней дойти. И об этом я хочу рассказать вам историю, которую часто использую, рассказывая лидерам о системе управления сопротивлением изменениям.

Видео дня

Во Флоренции на площади Дуомо находится знаменитый подарок родному городу от гениального живописца и архитектора Джотто. В роли главного архитектора города он задумался над созданием оды не только Флоренции, но и всей западной цивилизации. На колокольне рядом с собором Санта Мария дель Фьйоре, которая сегодня известна как колокольня Джотто, разворачивается целая история, которая должна стать ориентиром для всех, кто ищет пути к тому, чтобы стать цивилизованным человеком. Она показывает разные уровни развития, в которых некоторые из современных экспертов угадают принципы спиральной динамики, а кто-то увидит эволюцию мышления от уровня «ребенок» до уровня «взрослый». Я открыла их как замечательную иллюстрацию антихрупкого лидерства, которая удивительным образом должна сочетать в коммуникациях с подчиненными «знать» (иметь мудрость для закладки правил) и «любить» (щедро принимать инаковость в себе и окружающих).

Этот баланс Расмус Хугард назвал «сочувственной мудростью» как способностью в сложных условиях действовать решительно и человечно. Как человек, прошедший многие жизненные кризисы и вызовы, скажу, что этот баланс является вызовом именно для сильных людей, которые во время затягивания трещины реальности при гиперэмоциональности переживаний людей вокруг, спасаются от собственного эмоционального срыва максимальной рационализацией своих действий. И тогда они являются теми героями, кто принимает ответственность за изменения, реализуя собственный план, но они же несут бремя вынужденного бытия без возможности принять себя, чтобы принять инаковость других и вместе воплощать план.

Регулярная проверка «здоровья» проекта придаст уверенности

Для средневекового человека этот вопрос имел четкое различение, напрямую влиявшее на его свободу. Ты можешь верить в тотальный рок и магическую вселенную вокруг себя как человек, который просто ходит под звездами и планетами, каждая из которых задает определенный тип деятельности как вид поклонения силе этой планеты. Поэтому на одной из сторон колокольни с барельефами можно увидеть аллегорическое изображение Венеры, Меркурия, Луны и других планет — покровителей разных ремесел и искусств. Чтобы быть счастливым в этой парадигме достаточно знать правила и следовать им.

И если вы думаете, что эта вера — это нечто древнее и средневековое, то предложу взглянуть на сообщество среднестатистических людей в разрезе учебного заведения, бизнеса или общины города. В сообществе людей высшая ценность — это владение знаниями и кодексом правил, а также контроль за их выполнением. Рост идет исключительно как подчинение системе иерархии и прохождения всех ее ступеней. В этой системе действует правило, метко описанное Юнгом: «Пока вы не осознаете собственное бессознательное, оно будет руководить вашей жизнью и вы будете называть его роком». Я не несу ответственности за свои поступки, а несу только наказание. Ответственность лежит на плечах Атлантов, держащих «небесный свод правил». В их всемогущество и верят подчиненные. И самим лидерам иногда тоже случается уверовать в «статус Бога», который единственный знает, как решить конфликты, недоразумения, вызовы.

И если вы в этой системе, то вы винтик, у которого есть функционал и задачи. Но нет речи о развитии и нахождении своего пути, нет речи о счастье и любовь к жизни. Потому что это про верить во что-то вне системы (мыслить вне рамок) и чувствовать тоже вне системы (разве что ваш внутренний мир тоже становится ее частью). Внутренний диалог тогда больше о «дожить до школы, универа, зарплаты, пенсии, смерти». Путь, который можно оцифровать, но нельзя любить как проекцию собственной жизни. Наполненность знаниями вряд ли эволюционирует в целостность и чувство личной наполненности. Поэтому лидеры коммуницируют стратегию как план задач, который все должны принять и четко выполнять. Изменения в системе зависят исключительно от правильно просчитанной модели монетизации различных моделях изменений больше здесь).

Следующий этап пути — еще одна сторона колокольни с барельефами — разворачивает набор из семи добродетелей, практикуя которые совершенствуешь свой труд и, достигая мастерства, можешь занять высокий уровень в обществе с нахождением определенных смыслов. Это путь человека, ощущающего свою жизнь наполненной и ресурсной. Начинается ряд с «веры», «надежды» и «милосердия». Интересно, что здесь принято само понятие «милосердие и благотворительность» как способность на безусловную любовь, когда один человек любит другого не за ожидаемые и желаемые действия в рамках наших правил. И символом этой добродетели является фигура зодчего. Если рассмотреть его как некий архетип лидера, «возводящего храм» вместе со своими подмастерьями, то есть серию подсказок о создании поля сотворчества. Я бы здесь обратила внимание на то, что мастер Средневековья умеет задать рамку творчества (разрабатывает и прорисовывает проект, который утверждает заказчик) и при этом умело делегирует часть работы подмастерьям в зависимости от их уровня умелости. В прорисовке ландшафта или какого-то персонажа они могли придать рисунку и немного персонального характера.

Современным языком это можно описать как картину создания и реализации стратегии — ведь творчество и рост мастерства нуждаются в таких экспериментах, как и потребность выращивать среди своего персонала менеджеров, которые однажды дорастут до лидеров.

Интересно, что надежда, которая изображена в образе врача, дает нам понимание, что лидеру следует иметь план «лечения» и надеяться на его осуществление, но принимать вероятность неудачи как следствие непреодолимых обстоятельств. При этом регулярная проверка «здоровья» проекта придаст регулируемости и уверенности. А «вера» проявляется как астрономия: способность видеть невидимое и руководствоваться системой недостижимых объектов как ориентиром для будничной рутины людей и для тех, кто путешествует в неизведанные земли.

Если стратегия во время кризиса — это способ дать видение пути людям в бурных водах океана, движущихся между двумя берегами (настоящее и будущее), то способность веры приобретает особое звучание. И тогда сострадательная мудрость современного лидера имеет три очень обозримые и понятные опоры в умениях верить, быть милосердными и давать надежду.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X