Закрытый показ

4 января 2022, 09:55

Украинская киноиндустрия замыкается на внутреннем рынке

Материал опубликован в спецвыпуске журнала НВ Мир впереди 2022 по эксклюзивной лицензии The Economist. Републикация запрещена.

Уже второй год пандемия диктует свои правила и ограничения. Несмотря на это, украинское кино продолжает демонстрировать свое присутствие на крупных международных кинофестивалях. Хотя и в сокращенном формате. Исключением в 2021-м стал только Венецианский кинофестиваль, где представили сразу три картины: Отблеск Валентина Васяновича в главном конкурсе, Носорог Олега Сенцова и копродукционную ленту Цензорка Петера Керекеша в параллельных программах.

Видео дня

Заметно сократилось количество активностей, связанных с продвижением Украины как кинематографической страны, способной предложить выгодные условия и копродукционные возможности иностранным кинопроизводителям. Одна из причин: смещение приоритетов в политике развития киноотрасли на внутренний рынок главными стейкхолдерами. Такая тенденция продолжится и в 2022 году.

Кроме того, остается неурегулированным вопрос процедуры cash rebate — возврат части затрат для иностранных кинопроизводителей, работавших над картинами в Украине. Netflix до сих пор не получил компенсацию после съемок сериала Последний наемник. Поэтому в 2022 году вряд ли можно рассчитывать на приход крупных игроков на наш рынок.

Украинские кинофестивали также будут идти путем фокуса на локальном контенте из-за нехватки финансирования (Госкино поддерживает только национальные фильмы в программах фестивалей) и в соответствии с вектором государственной политики, что делает их несколько зависимыми.

Увеличение экспериментов одновременного релиза фильмов в кинотеатрах и на VоD-платформах

Что касается дистрибуции, то развивается тенденция эксклюзивности и событийности контента — вечера классического кино, мини-фестивали, ретроспективы. Станет больше экспериментов по одновременным релизам фильмов в кинотеатрах и на VоD-платформах. Также VоD-платформы (Megogo, Sweet TV, Oll TV) активнее начинают развивать направление собственного производства и наращивать аудиторию. Однако проблема пиратства все равно тормозит этот процесс.

В векторе развития украинской киноиндустрии можно увидеть определенные тектонические сдвиги, и первые результаты станут маркерами уже в начале 2022 года. Так, сменился руководитель Национального центра Александра Довженко, и победительница Елена Гончарук до сих пор официально не назначена на должность, поэтому полномочия остаются ограниченными, что тормозит развитие институции. Принято официальное решение о передаче государственных киностудий в прямое подчинение Государственному агентству кино (ранее подчинялось Министерству культуры). Такой шаг может означать заморозку деятельности студий, ведь процесс предусматривает цепочку бюрократических действий. Еще одно важное событие — заявление об отставке министра культуры Александра Ткаченко. Его главной причиной было названо отделение Госкино, которое будет напрямую подчиняться Кабмину. Хотя отставку не поддержали, очевидно, в 2022-м нас ждет трансформация и этой структуры, которая теперь должна формировать госполитику в сфере кинематографии. Такие изменения могут свидетельствовать о стратегии замкнутости на внутреннем рынке с произвольно установленными правилами в пользу отдельной группы игроков, установления непрозрачных процедур принятия решений и введения черных списков.

И хотя украинскому кино никогда не было легко, даже такие периоды полезны для развития. В 2022-м нас ожидают премьеры новых и интересных лент: Довбуш Олеся Санина, Клондайк Марины Эр Горбач, Спас Максима Наконечного, Я и Феликс Ирины Цилык и других.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

X