Красная лампочка. Как работают манипуляции и можно ли им противостоять

6 мая 2020, 13:47
Цей матеріал також доступний українською

В современном мире важно пропускать через фильтр критического мышления весь поток информации

Была ли у вас такая ситуация, когда вы искали в гугле тостер или одежду, а потом с каждого рекламного баннера по всему интернету на вас смотрели именно те модели, которые вы просматривали? Поздравляю, вы ощутили на себе механизм таргетированной рекламы. С помощью алгоритмов компьютеры следят за вашим поведением в интернете, высчитывают ваши предпочтения и потребности, а затем предлагают вам те товары, которые с большей вероятностью вам понравятся.

Видео дня

И казалось бы, что тут такого, это же всего-навсего рекламные баннеры, которые легко блокируются приложением в браузере. Но таргетирование — это наиболее явный и легкозаметный пример сбора данных о человеке и влияния через интернет. К сожалению, подобные инструменты используют не только рекламодатели.

Фейк-новости, фабрики троллей, вмешательство в выборы по всему миру через соцсети, блогеры-инфлюенсеры («лидеры общественного мнения» по-старому), постправда (где факты перестают иметь вес, главное создать эмоциональный фон) — это только часть информационного шума и манипуляций, которые вторгаются в личное пространство современного человека. И речь не только о глобальных процессах — информационные технологии влияют и на личную жизнь отдельных людей.

Авторитеты тоже могут ошибаться

— В профессиональной сфере решения, принятые на основе недостоверной информации, могут разрушить бизнес или карьеру.

— В личной жизни под влиянием фейков возникают семейные споры, которые могут разрушить отношения и даже расколоть семьи.

— В быту манипуляции могут сделать человека бессознательным потребителем — бывало ли у вас такое, что вы выходите из магазина с теми продуктами, о которых даже не думали, что они вам нужны?

Это примеры целенаправленного воздействия, а сколько бессознательных манипуляций встречается в простом общении на работе, дома, с друзьями (здесь не могу не посоветовать почитать Эрика Берна Игры, в которые играют люди).

Итак, как это работает? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо процитировать работы исследователей в сфере поведенческой экономики, когнитивной психологии, нейробиологии, маркетинга и рекламы (список можно продолжать еще долго). Поэтому попробуем обобщить и посмотреть на принципы целенаправленного воздействия информации на человека.

- Зачем используют манипуляцию?

Чтобы наше поведение соответствовало целям манипулятора. Купить товар, проголосовать за кандидата, вложить финансы в «пузырь», отправить деньги, дискриминировать человека по какому-либо признаку и так далее. Цель — заставить действовать или бездействовать так, как это выгодно манипулятору.

- Как это работает?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X