Максимальная свобода. Почему украинцы в США переводят детей на домашнее обучение

2 сентября 2020, 22:03

Традиционно около 3% американских школьников учились дома, но в этом году цифра может вырасти до 10%

Новый учебный год у моей дочки начался дома — в нашем штате Мэриленд школьные советы приняли решение проводить обучение онлайн из-за пандемии коронавируса.

И каково было наше удивление в первый учебный день, когда мы увидели, что в нашем классе, где в предыдущие годы было 23−25 учеников, в этом году только 13 детей. Лучшая подруга моей дочери оставила школу и перешла на домашнее обучение. Еще несколько семей также нам сказали, что забрали детей из школьной системы и будут учить их сами.

Видео дня

Большинство сторонников домашнего обучения выражают опасение, что из-за пандемии детям в начальной школе придется проводить около 6 часов в день перед экраном компьютера. Онлайн-уроки у нас начинаются в 9 утра и продолжаются до 3:45 дня с перерывом на обед.

Родителям не всегда удается правильно оценить знания своего ребенка

Сейчас в США нет социологических данных — сколько семей в новом учебном году оставили школу и перешли на домашнее обучение. Традиционно в США около 3% школьников учились дома.

В этом году, по данным Национального исследовательского института домашних педагогов, эта цифра может вырасти до 10%.

Я обратилась к украинцам в США в социальных сетях с вопросом, забирает ли кто-то своих детей из школы, чтобы учить на дому, и почему они решили это сделать. Мне ответили из разных штатов — Иллинойса, Коннектикута, Техаса, Калифорнии, Индианаполиса.

Не все родители согласились рассказывать свою историю публично, но вот что нам удалось узнать после разговора с несколькими из них.

Преимущества домашнего обучения

Оксана Муррей родом из Тернопольской области, живет в Иллинойсе. Начала учить ребенка на дому в конце июля этого года. Женщина рассказывает, что «началось все с пандемии, но когда я начала больше об этом узнавать, мне этот способ обучения понравился больше».

«Оказывается, дети, которые учатся дома, в среднем опережают школьную программу на два года», — рассказывает женщина.

Оксану и ее мужа привлекает идея самодисциплины во время домашнего обучения. «При домашнем обучении ребенок учится сам, ты подбираешь ему учебники, подбираешь материал, но он знает, что должен встать утром, сделать все, что необходимо, и ребенок ведет себя сам. Этот подход к обучению и к жизни меня больше привлекает», — рассказывает Оксана, мать 7-летней дочери на домашнем обучении.

Лилия Колстон из Техаса подтверждает — дочь училась дома с 3 по 10 класс, хотя оба родителя работали полный рабочий день. «Я работала и мой муж работал, с нами живут родители мужа, дочь находилась дома с ними и самостоятельно работала. Когда ей было что-то непонятно, она спрашивала», — рассказала Лилия.

Кроме того, для родителей важным был свободный график обучения дома. «Может, вы хотите в воскресенье учиться, возможно, утром или в обед, а может вечером, или может у вас такая работа, что вам нужно путешествовать», — поделилась опытом женщина.

Колстонов беспокоило, что в школе, среди прочего, собирают у родителей деньги на различные нужды. При домашнем обучении эта проблема отпала сама собой, рассказывает Лилия. «Это нам не нравилось. Мы как родители считали, что мы платим налоги и много денег уже идет из этих налогов на бюджет школьной системы», — делится опытом украинка из Техаса.

Чтобы компенсировать социальную жизнь, девочка волонтерила в местном театре менеджером сцены.

А в последние два года обучения дочь Колстонов вернулась на стационар и закончила обучение со статусом valedictorian — лучшая выпускница школы. «Вот как у нас, в Украине, есть медалисты, и их может быть несколько, учителя и дирекция решают, кому дать медаль. В Америке есть один ребенок, который идет по всем оценкам и баллам первым. И может быть только один валедикториан», — говорит Лилия Колстон.

Как перейти на домашнее обучение и кто это контролирует

В части американских штатов чтобы перевести ребенка на домашнее обучение достаточно написать заявление на имя директора и указать, что у вас есть план. При этом, вы никому не сообщаете, как планируете обучать.

«Мы приходим в государственную школу и говорим: мы хотим забрать ребенка из школы, что мы должны для этого сделать? Они нам дали такую форму общего стандарта, где было написано: есть ли у вас программа, по которой вы будете учиться? Мы написали, что да, у нас есть программа. Я подписалась, и практически все», — рассказала Лилия Колстон из Техаса.

Она добавляет: «Я как мать ребенка несу ответственность за его образование, и моего слова достаточно. Основные требования в Техасе — чтобы у вас учебные средства были визуальные: учебники, чтобы ваша программа включала чтение, письмо, грамматику и обязательно математику».

Когда дочь Колстонов вернулась в традиционную школу, ее приняли без вопросов. «Ей ничего не надо было пересдавать», — рассказала мама.

Похожая процедура и в Иллинойсе. Оксана Муррей говорит: «Программу я составила сама. В разных штатах разные правила, у нас в Иллинойсе нужно просто написать письмо, здесь домашняя школа приравнивается к частной школе».

В Иллинойсе нет обязанности отчитываться об успеваемости ребенка. Оксана рассказывает, что родители, чтобы проверить результат своей педагогической работы, могут купить специальный тест на проверку знаний.

«В нашем штате не нужно тестирование сдавать, здесь вы можете просто купить тест, чтобы убедиться, что ребенок не отстает», — говорит Оксана Муррей.

Похоже — в Техасе: «Вы имеете полный контроль, что ваш ребенок изучает, как он изучает, как быстро, на каком уровне, и вообще как этот процесс происходит», — рассказала Лилия Колстон.

Лилия считает домашнее обучение «максимальной свободой»: «Американское государство не запрещает вам делать хорошие, замечательные, позитивные вещи, даже в плане воспитания и образования вашего собсвенного ребенка. В зависимости от того, кто вы, каковы ваши убеждения в отношении образования, как это должно происходить, как вы это делаете. Конечно, вы можете ничего не делать, как и не делать ничего в жизни, или вы можете работать максимально по своему усмотрению, создать собственное идеальное образование».

Стоит добавить, что в США есть штаты с более строгими требованиями к домашнему обучению. К примеру, в Пенсильвании закон обязывает родителей хранить все записи, касающиеся обучения, в частности, данные о том, сколько времени посвящено учебе, примеры выполненных работ, результаты тестов, ежегодное оценивание знаний ребенка и т. п.

В Пенсильвании, чтобы убедиться, что ребенок получает дома адекватное образование, его знания ежегодно проверяет специальная комиссия из учителей и психологов. Также в 3-м, 5-м и 8-м классах дети, которые учатся дома, должны сдавать стандартизированные тесты с остальными учениками. Кстати, Пенсильвания — один из немногих штатов, где ребенок, который учился дома, может получить диплом об окончании школы.

Домашнее обучение было разрешено в 1980 году и полностью регулируется местными властями каждого штата. Следовательно, требования к детям и родителям, система поддержки и проверки могут отличаться.

Недостатки домашнего образования и вызовы для школы

Тем не менее, педагоги предупреждают: домашнее образование — не для всех. Юлия Шадыря, учительница старших классов из штата Вашингтон, знает по собственному опыту, что очень мало детей способны учиться самостоятельно. А для родителей обучение на дому является тяжелой ежедневной работой, говорит она.

«Сейчас я вижу такое массовое движение, родители переживают за учебный год, хотят, чтобы ребенок учился дома, советуются. Я просто хочу предостеречь, что родители не должны ожидать, что дети будут учиться сами, очень мало детей имеют такую зрелость и ответственность», — рассказывает учительница.

Кроме того, родителям не всегда удается правильно оценить знания своего ребенка. Многие дети, говорит Шадыря, после домашнего обучения возвращаются в школу и демонстрируют значительные пробелы в знаниях: «Они настолько отстают от программы, что им потом очень трудно ее догнать», — делится опытом Юлия Шадыря, учительница старших классов.

Большой вызов для родителей также — терпение с собственным ребенком.

В августе Гарвардский университет опубликовал статью об исследовании проблемы возможного домашнего насилия в отношении детей, которое может возрасти в стране из-за перехода многих семей на обучение на дому.

«Увеличивается количество случаев насилия в отношении детей и многие дети страдают из-за отсутствия доступа к пище из-за того, что не ходят в школу. У нас есть также причины подозревать, что увеличиваются случаи недосмотра за детьми, что не всегда заметно медикам скорой помощи», — рассказал Гарвардский профессор Джим Дваер.

Кроме того, родители часто не осознают, насколько современное образование отличается от того, которому учились они.

Юлия Шадыря: «В современном мире на нас льется огромный объем информации, что отличает наших детей от того, как мы росли. Сейчас становится все более важным умение обработать информацию, анализировать, правда ли это, или неправда, слышать какие-то другие мысли и сформировать некое критическое мышление».

По словам учительницы Шадыри, дети часто склонны повторять позицию родителей вместо того, чтобы сформировать собственное мнение. В школе ученики имеют возможность услышать разные мнения на проблему и затем выработать свое представление о том или ином вопросе.

В США школа заинтересована иметь максимально разрешенное количество учеников, а посещение проверяется очень тщательно. Все потому, что финансирование школ привязано к посещаемости детей, рассказывает Шадыря. Если во время пандемии родители массово начнут забирать детей из школы, в первую очередь, это почувствуют не учителя, но те, кто обеспечивает комфорт учебного процесса, говорит Юлия.

«Это дворники, работники кафетериев, столовых, библиотек, те, кто помогает детям, которым требуется дополнительная помощь, — это все важные вещи, и государственные школы здесь делают неплохую работу», — отмечает Шадыря.

Родители, которые забирают ребенка из школы, должны быть готовы платить дополнительные средства на учебники и учебные материалы в течение года, постоянно адаптировать свои знания к новейшим тенденциям, тратить значительное количество времени на изучение программ по различным предметам, и главное — быть готовыми годами постоянно отвечать на один и тот же вопрос от знакомых: «Почему вы выбрали обучение из дома?»

Колонка опубликована в блогах на сайте Украинской службы Голоса Америки. Мнения, высказанные в рубрике «Моя Америка», передают взгляды самих авторов и не отражают позицию «Голоса Америки»

Опубликовано с разрешения автора и издания

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X