Диеты, стресс и плохой сон. Что нам мешает учиться

30 января 2020, 01:00
Цей матеріал також доступний українською

Регулярное недосыпание значительно уменьшает скорость мыслительных процессов

Мы с вами знаем о триединой системе мозга. Автором модели является американский нейрофизиолог Поль МакЛин. Согласно этой модели есть три части мозга, которые размещены бы «матрешкой» друг в друге: рептильный (отвечает за наши инстинкты), лимбический (участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, памяти, но в первую очередь отвечает за эмоции) и неокортекс (отвечает за высшую нервную деятельность, мыслительные процессы, сознательные мысли). Все три части мозга развиваются и взрослеют в таком же порядке.

Видео дня

Новорожденный уже имеет и рептильный мозг, и почти сформированный лимбический мозг. Но неокортекс родившегося младенца еще не до конца развит. В первый год жизни соотношение мозга новорожденного к мозгу взрослого человека увеличивается от 64% до 88%, вес мозга за это время удваивается, а когда малышу исполняется три года, становится втрое больше.

Из-за такой особенности формирования мозга, решающую роль в воспитании детей играют эмоции. От рождения дети не делают чего-то «назло» родителям, не манипулируют и не планируют стратегии поведения, чтобы получить желаемое. В первые годы жизни малышами двигают абсолютно базовые реакции:

 — стремление к взаимодействию, близости;

 — чувство тревоги, страха или радости.

Мозг, обучаясь, может физически расти

Обучение — это эволюционная необходимость. Если мы лишимся способности замечать новое и изучать его, мы рискуем, игнорируя опасность, соответственно, поставить под угрозу собственное выживание. А выживание и продолжение рода — две определяющие функции, которые обеспечивает мозг.

В XIX веке опыты на мышах показали, что развитие в яркой разноцветной среде, полной разнообразных игрушек и видов деятельности, делает кору полушарий толще. У грызунов, которые развивались в такой среде, кора полушарий была мощной, в отличие от тех, чьи первые периоды жизни прошли в среде с монотонными, лишенными разнообразного опыта, примитивными условиями.

Еще позже ученые доказали, что мозг, обучаясь, может физически расти и у взрослых. Очевидно, речь не идет о размерах мозга, которые заставили бы нас покупать зимнюю шапку или летнюю шляпу большего размера, но, тем не менее, мозг, который учится, растет. Наиболее известна в этом контексте серия исследований лондонских таксистов.

Для получения лицензии на разрешение работать таксистом в Лондоне кандидаты должны были сдавать экзамен, для чего изучали и запоминали карту города. Чем больше знал кандидат, тем большей оказывалась часть мозга, отвечающая за память — гиппокамп.

Существует три предпосылки для создания среды, в которой мозг учится: мотивация, внимание и память.

Мотивация необходима мозгу для того, чтобы активировать свои ресурсы.

Внимание необходимо, чтобы сосредоточить мозг на предмете изучения.

Память критически важна для усвоения изученного.

С каждым из указанных компонентов мы подробно разберемся в следующих материалах, а сегодня поговорим о том, что является препятствием для обучения.

1. Плохой сон

Если коротко, то регулярное недосыпание значительно уменьшает скорость мыслительных процессов. Именно ночью мозг перемещает полученную нами информацию в долговременную память. Наша с вами задача: выучить что-то и лечь спать. Ночью мозг завершит процесс запоминания того, что мы изучили днем. Наставления родителей и дедушек о том, что надо класть под подушку книгу, чтобы наутро лучше знать ее содержимое, находят абсолютно современное научное обоснование. Стоит прислушаться.

2. Отсутствие активности, подвижности

Понятно, что когда мы представляем себе человека, который учится, на ум редко приходит образ бегуна или пловца. Мы ассоциируем обучение с сидячим образом жизни. Проблема в том, что у мозга, как и у любого другого органа, есть общая система кровоснабжения. Это означает, что когда мы долго не движемся, в мозг не попадают критически важные для получения и обработки информации вещества — глюкоза и кислород. Добавьте в свои учебные процессы небольшую разминку или трех-пятиминутные прогулки идеале на свежем воздухе), и вы почувствуете новый прилив сил для учебного процесса.

3. Диеты

Мозг потребляет до 20% всех калорий, которые мы сжигаем за день. Во время активного учебного процесса мозг усиленно сжигает калории. Норма сладкого в этот период пойдет на пользу, а вот избыток конфет и так популярных сегодня пирожных в качестве «перекуса» может наоборот расшатать дофаминовую систему, мешая префронтальной коре обрабатывать и воспринимать информацию. Это потому после насыщенного обеда нам (тааааак!) трудно учиться.
Нехватка пищи также воспринимается мозгом как угроза, поэтому вся система приводится в состояние боевой готовности. Если мы голодны, то не сможем сосредоточиться на учебе, как бы сильно этого ни хотели. Мозг будет сосредоточен на главном — получить пищу для выживания.

4. Стресс и страх

Эффективно учиться «с перепугу» не получится. Как бы сегодня ни доказывали, что нужно учиться, чтобы не стать дворником, сантехником и так далее, мозг расценивает это по-своему. Такое запугивание не помогает.
Стресс однозначно негативно влияет на все когнитивные процессы, а когда переходит в хроническое состояние, то истощает нейронные ткани гиппокампа. Они становятся более тонкими — это буквально означает, что наша память становится хуже.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X