Сложная неделя. Как помочь детям адаптироваться к школе

17 сентября 2021, 22:30

У детей свое ощущение времени, им кажется, что так тяжело будет всегда

На семинарах этой недели я обращала внимание учителей и родителей на то, что эта неделя — кризисная у детей. Усталость накапливается. У нервной системы есть лимит устойчивости.

Видео дня

Как это проявляется у детей:

— сопротивление (всему);

— капризность;

— конфликты в группах;

— негативизм;

— невнимательность на уроках.

Именно на этой неделе дети чаще могли опаздывать на первый урок, забывать вещи, говорить родителям: «Ненавижу школу». Могли проявляться разные недомогания.

Было бы здорово объяснять детям, что эта неделя (и часть следующей) сложна. Что наше тело пытается справиться с новым для него режимом и нагрузкой. И так проявляется стресс.

После школы — не только на этой неделе — детям важно отдохнуть. Потупить. Побегать. Побыть самим. Иногда даже сбросить напряжение в компьютерной игре.

Детям важно рассказать, что когда наш мозг встречается с новой информацией, ему вначале сложно. Но с каждым действием, с каждой «тренировкой» конкретным упражнением, «мышца знания» накачивается. Можно напомнить, как вначале сложно было ездить на велосипеде и роликах. Сейчас их мозг так же тренируется. Он обязательно «вработается».

С каждым упражнением «мышца знания» накачивается

У детей разного возраста может наблюдаться «регрессивная фаза» — они могут начинать говорить, «сюсюкая», может появляться нытье (это скрытая форма сопротивления), они могут возвращаться к тем занятиям, играм, мультфильмам, которые любили, когда были младше. Им хочется вернуться в тот возраст, когда было больше радости, свободы, беззаботности. Эта фаза временная, но если у родителей есть силы и время, с детьми здорово было бы поиграть в настольные игры, в подушечные бои и тому подобное.

Во всех классах школы на уроках и между ними важны паузы с разминками — движение способствует выработке дофамина, а он связан не только с ощущением удовлетворения, а и с концентрацией внимания.

Будет очень правильно для младших школьников на переменах играть в активные игры — организовывать их общую активность. Они сами этого часто не умеют. Сейчас время формирования групп и паттернов отношений в группах.

У детей свое ощущение времени. Им кажется, что так сложно будет всегда. И именно сейчас им необходима поддержка — учителям и родителям важно отмечать любой минимальный успех (нам важен дофамин). Каждый день и неделя должны заканчиваться победами дня (недели). У всех детей.

Им важна радость — пусть жизнь состоит не только из учебы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Многие учителя знают, что информация, которая затрагивает эмоции, запоминается быстрее. Детям нужны метафоры, мемы, забавные примеры.

Когда на наш вопрос «как дела?» ребенок отвечает «все ужасно!», не нужно его упрекать в неблагодарности, негативизме, выспрашивать: «Что, неужели совсем ничего хорошего не было?!» Не нужно ругать.

Важно уточнить: «Ты очень устал? И кажется, что так будет всегда? Ты грустишь, что не хватило времени (сил) на то, что хотел? Сегодня не удалось… ?» И только после этого переходить к вопросу «а что понравилось».

На этой неделе наша второклассница сказала:

— Ненавижу нашу тупую школу. Я завтра не пойду. (У нее прекрасная школа, которую она любит и часто не хочет оттуда уходить)

Я спросила:

— Даш, а если не будешь ходить в школу, чем будешь заниматься?

— Я ничего не успеваю! Я не успеваю играть моими игрушками, разговаривать с вами, делать то, что я хочу!

— А хочешь, мы завтра с тобой напишем расписание и для всего найдем время? И для учебы, и для игры.

Она сразу же успокоилась и дальше мы беседовали о друзьях. А сегодня она уже говорила о том, как любит школу.

У родителей тоже есть свой лимит выдерживания. Пусть нам хватит сил на все адаптации наших детей.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X