Сложная тема. О чем стоит помнить в этом году, празднуя День матери

Светлана Ройз: «Мы не в силах защитить детей от боли, но способны стать теми, кто может поддержать» (Фото:VitalikRadko/Depositphotos)
В такие дни те, кому и так больно, могут чувствовать себя еще более одинокими
Скоро День Матери. Я вспомнила об этом дне, потому что дочь проговорилась, что в школе готовят сюрпризы мамам. А скоро еще и День Отца. Я подумала о детях, потерявших недавно мам и пап. А в учебниках есть много текстов именно к этим праздникам. В такие дни те, кому и так больно, могут чувствовать себя еще более одинокими.
Мне кажется, что все учителя и воспитатели знают, кто из учеников потерял близких. И могут быть в контакте с семьей и школьным психологом, чтобы вместе наблюдать за проявлениями ребенка и своевременно оказывать поддержку. Дети, как и взрослые, чувствительны к жалости. И мы точно понимаем разницу — когда мы жалеем и когда сочувствуем. Эта разница тонкая. В сочувствии есть уважение к силе человека.
Чаще всего мы обходим тему смерти. Потому что она приближает нас к нашим «самым страшным страхам», и мы на самом деле не знаем, что и как говорить, чтобы не причинить большей боли. Я писала раньше о том, как говорить с детьми, чтобы поддержать одноклассника, потерявшего близких.
Вот фразы, которые можно предлагать детям:
— Мне так жаль…
— Это так грустно…
— Как я могу тебе помочь?
— Я с тобой.
— Что я могу сделать для тебя?
— Ты всегда можешь на меня полагаться.
— Скажи мне, пожалуйста, если я могу быть тебе полезна/полезен.
— Если хочешь помолчать, я просто побуду с тобой.
— Можно ли тебя обнять?
В школах проводят минуты молчания и памяти. Возможно, следует создать еще и «стабилизационные минутки» или минутки любви. Которые мы сопровождаем словами (приблизительно): «Представьте, что вы стоите под солнцем, которое дает вам тепло. Как будто вы находитесь в лучах поддержки всех, кто вас любит, всех, с кем вы связаны любовью, близостью и памятью, где бы они ни были. Положите руку на сердце. Прислушайтесь к его стуку. Оно говорит: „Люб-лю“. И эта сила в каждой клеточке вашего тела. Сделайте вдох и выдох и посмотрите друг на друга, как будто смотрите из сердца»
То, что умалчивается, становится причиной тревог, страхов и проявлений агрессии
Возможно, когда весь класс готовится к празднованию и поздравлениям, сказать ученику, который находится в скорби: «Мне очень хотелось бы, чтобы в этот день ты мог сделать что-то в память о маме/папе. Для нас важна память о близких. Если это тебе комфортно, это может быть открытка, стихотворение, песня — то, что ты сам захочешь сделать. Может быть, ты захочешь рассказать о маме/папе. Чтобы мы узнали о ней больше. Если ты захочешь, у тебя будет столько-товремени».
И можно сделать чаепитие класса, вместе петь песню, посвящая ее всем любимым, можно представить или создать вместе большое сердце из маленьких сердечек, которые нарисуют дети, в котором есть место всем.

И это важно не только тем, кто потерял близких. Это может быть важно для всех детей, потому что это о связи, человечности и силе. А то, что умалчивается, становится причиной их тревог, страхов и проявлений агрессии.
Для знакомой школы я писала алгоритм для учительницы:
— Договориться с детьми, безотносительно событий, каким жестом или обозначением они будут показывать, что им нужна сейчас поддержка — чтобы к ним подошел взрослый или обняли (если это допустимо в отношениях), или взяли за руку. Это должно отличаться от поднятой на уроках руки.
— Самой почувствовать, насколько хватает сил и стойкости.
— Возможно, написать родителям класса, что мы готовимся к празднику и в классе есть ребенок, память мамы/папы которого мы хотим почтить — чтобы он почувствовал поддержку. И предупредить и попросить о помощи близких ребенка, потерявшего маму/отца.
— Начать урок или занятие с чего-то объединяющего — песни, создания общего рисунка, игры, практики, которая давала бы ощущение заземления.
— Дать возможность всем, кто захочет, рассказать о своих мамах. Или, если нет времени, сказать одним словом о качестве мамы.
— Создать что-нибудь в подарок или в память. Сказать, что мы посвящаем это нашей благодарности и любви.
— Создать общий коллаж «любви» или силы.
— Наблюдать за детьми. Быть готовой сказать слова поддержки или направить внимание детей.
Мы не в состоянии защитить детей от боли, но наверняка способны стать теми, кто может поддержать — своим уважением, силой и внимательностью.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь