Что значит нормальный человек и кто это оценивает. Блог психотерапевта

Якобы есть какие-то "нормальные люди", которые живут, думают или чувствуют вот то-то, а я вот какой-то весь "ненормальный", потому что жить, как они, у меня совсем не получается. Хоть я стараюсь изо всех сил.
Если вы не в психозе и не страдаете антисоциальным поведением, то вы – в норме. Поскольку вот такое оно обширное – это понятие. И служит для возможности изоляции от общества индивидов, несущих угрозу этому обществу или самим себе.
В разных традициях, культурах, группах и отношениях есть скорее вопрос уместности и соответствия тем договоренностям о норме, которые приняты в данной конкретной среде. Будь-то семейная пара, компания в баре, корпорация или страна. И нормы эти могут от группы к группе крайне сильно разниться.
В работе с одной клиенткой я выяснила, что она себя считает «ненормальной» и мучается от ощущения собственной ущербности из-за того, что с ней с подросткового возраста случаются панические атаки. Мама ей в ответ крутила у виска, мол, «не придуривайся» и игнорировала ее жалобы. Ну как будто не существует проблемы. Не бывает таких проблем у нормальных людей. Хочешь быть дочерью нормальной мамы, не рассказывай о той части себя, которая не похожа на маму, даже если тебе очень плохо. Такой вот поддерживающий материнский посыл. У нечувствительных мам вообще часто растут очень чувствительные дети, как-бы восполняя собой этот пробел в родительской эмоциональности.
Есть статистика, что панические атаки сегодня, к сожалению, явление настолько распространенное, насколько и продолжающее замалчиваться теми, кто их переживает. И получается, что и ПА – становится печальной нормой, и необращение за помощью к терапевту, потому что стыдно, такой же нормой. И что выбирать, на что ориентироваться, к каким из нормальных себя причислить?
Иногда человек вынужден выбирать между своими близкими и собойМоей клиентке стало значительно легче от этой информации. И только позже для нее стало возможным рассказать мне о своем симптоме подробнее, а потом и прикоснуться к своему страху. Сильному детскому страху остаться не услышанной, отвергнутой, если она признается, что ей плохо. Прикоснуться к боли, когда ты все, с самого детства держишь в себе, чтобы мама не расстроилась, не испугалась и от испуга и неспособности выдерживать напряжение своего ребенка не отругала. И оказалось, что паническая атака – это способ сообщить, что больше нет сил терпеть, что нужна помощь, нужен кто-то живой рядом. Хоть кто-нибудь, кто не будет холодно и отстраненно делать вид, что быть такой, как ты, чувствовать то, что ты чувствуешь – это не нормально.
Получается, что с детства дочь со своей потребностью в искреннем внимании, заботе и любви в систему ценностей своей мамы просто не вписывается. Хотя вообще-то эти потребности – это такая общечеловеческая норма. Пока она взрослая принимает эту систему ценностей как свою – она продолжает оставаться отвергнутой уже самой собой. Либо встает перед выбором искать для себя другую среду. Там, где норма – когда тебя замечают, слышат, не отвергают за то, что тебе плохо, хотят и могут помочь.
Иногда человек вынужден выбирать между своими близкими и собой. Этот выбор может быть осуществлен ценой временного ухудшения отношений с родными, когда один член семьи вдруг перестает быть таким удобным и привычно предсказуемым, как раньше, и это, конечно, никому обычно не нравится. Со временем, родные свыкаются с новым порядком вещей и с новым поведением близкого. Но иногда бывает так, что себя можно выбрать только на условиях полного разрыва отношений и отречения. Или не выбрать, ради сохранения этих связей. И, пожалуй, я думаю, что это самый сложный и печальный выбор из всех, какие человеку приходится делать.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

материалов раздела Life
новых рецептов, красоты и моды