Что-то пошло не так. Как испортить фотографию и создать шедевр

7 марта 2019, 19:53

Концептуальное искусство убедительно демонстрирует: ломать – это иногда и строить

Иногда граница между «испортить» и «изобрести» становится настолько неуловимой, что попытки провести различие теряют всякий смысл. И поскольку само существование концептуального искусства, несомненно, является самым ярким доказательством противоречивости и естественной «взбалмошности» творческого процесса, именно к нему стоит в первую очередь обратиться в поисках аргумента в пользу того, что ломать – это иногда и строить.

Видео дня

Ниже вы найдете пять примеров того, что мы могли бы назвать концептуальной «порчей» фотографии. Все эти примеры наглядно демонстрируют тот факт, что зачастую искусство начинается именно там, где «что-то пошло не так».

Жанна Кадырова, Опыты, 2014 (Фото: Сергей Ильин, ПинчукАртЦентр, Киев, kadyrova.com)
Жанна Кадырова, Опыты, 2014 / Фото: Сергей Ильин, ПинчукАртЦентр, Киев, kadyrova.com

Первый объект нашего внимания – проект под названием Опыты украинской художницы Жанны Кадыровой. В этой работе автор деформирует панорамные снимки Киева, нанося пятна азотной кислоты на их поверхность. В результате над мирными многоэтажками спальных районов города мы видим что-то наподобие взрывов артиллерийских снарядов. Такая ассоциация вполне логична для жителя современной нам Украины – работа была создана в разгар военных действий на востоке Украины, в 2014 году.

Между тем перед нами всего лишь следы химической реакции, попросту, – испорченные фотокарточки, которые, тем не менее, побуждают задуматься о многом. Например, о порядке вещей как таковом, будь то материальные вещи и их свойства, или же хрупкость мирного сосуществования людей.

Николай Ридный, Слепое пятно, 2014-2015 (Фото: mykolaridnyi.com)
Николай Ридный, Слепое пятно, 2014-2015 / Фото: mykolaridnyi.com

Чем-то похожий художественный жест применяет в своей фотосерии Слепое пятно Николай Ридный. Примечательно, что эта работа создана также в 2014 году. По словам самого автора, «пропаганда, которую создает машина войны, приводит к слепоте общества». Эту слепоту человека в ситуации информационной войны Ридный представляет несколько буквально: изображения на фотографиях практически недоступны для зрителя из-за плотного слоя черной краски, покрывающей около 80–90% снимка. В итоге мы оказываемся в парадоксальной ситуации, когда визуальный опыт просмотра фотографий совпадает с невозможностью увидеть изображение.

Эми Фрэнд, Reflections of Light, 2014, из серии Dare alla Luce (Фото: amyfriend.ca)
Эми Фрэнд, Reflections of Light, 2014, из серии Dare alla Luce / Фото: amyfriend.ca
Эми Фрэнд, Are We Stardust?, 2014, из серии Dare alla Luce (Фото: amyfriend.ca)
Эми Фрэнд, Are We Stardust?, 2014, из серии Dare alla Luce / Фото: amyfriend.ca

Совершенно иное звучание имеют фотографии серии Dare alla Luce (Проливать свет) канадской художницы Эми Фрэнд. В работах этой серии автор использует прием, напоминающий эксперименты с материальными свойствами холста Лучо Фонтаны. Купленные на барахолке винтажные фотокарточки Фрэнд прокалывает тонкой иголкой. В результате этой незатейливой манипуляции возникает довольно интересный эффект: свет, который просачивается сквозь крошечные оставленные иглой отверстия, наполняет изображения мистическим сиянием. Можно сказать, что здесь деформация материального носителя изображения служит созданию новой и довольно самобытной эстетики.

Алики Брен, The Hunt 3 (Panorama), 2009 (Фото: alikibraine.com)
Алики Брен, The Hunt 3 (Panorama), 2009 / Фото: alikibraine.com

В отличие от Эми Фрэнд, которая видоизменяет уже готовые фотографии, французская художница Алики Брен деформирует снимки еще до их печати. В первую очередь Брен интересует фотография как материальный объект, и все многообразие ее проектов имеет целью подчеркнуть эту материальность – в противовес устоявшемуся представлению о фотографии как о нейтральной репрезентации реальности. Например, в работах серии Hunting художница делает отверстия в негативах фотографий. В итоге, мы наблюдаем эффект, диаметрально противоположный тому, что видели у Эми Фрэнд: на фотоснимках появляются черные пятна, которые соответствуют отверстиям в их негативах.

Альдо Толино, из серии Лицевой ландшафт (Фото: aldotolino.com)
Альдо Толино, из серии Лицевой ландшафт / Фото: aldotolino.com
Альдо Толино, из серии Faust als Marionettentheater (Фото: aldotolino.com)
Альдо Толино, из серии Faust als Marionettentheater / Фото: aldotolino.com

И совсем уж не церемонится с медиумом фотографии австрийский художник и философ Альдо Толино. Складывая фото в трехмерные конфигурации наподобие оригами, автор создает экспрессивные фотопортреты – впрочем, не только портреты, хотя в трансформации изображения человека самобытность техники дает о себе знать самым очевидным образом, – выразительность которых во многом обусловлена именно таким нестандартным обращением с фотографией.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X