Что такое медитация и как правильно медитировать. Блог психолога

23 августа 2017, 02:43
Цей матеріал також доступний українською
Медитация – это не молитва, не мечтания и не представление чего-то. Медитация – это мыслительный процесс

Термин «медитация» не индийского и не восточного происхождения, а гораздо более позднего — европейского (от лат. meditari, который изначально означал «обдумывать», «размышлять», «исследовать»).

Видео дня

Дальнейшая череда искажений и религиозных толкований привела к появлению распространенного заблуждения, будто медитация — это некий акт визуализации, представления, мечтания, релаксации или даже молитвы. Хотя даже в древнем, религиозном толковании под медитацией подразумевался мыслительный процесс.

Как говорит Википедия: «В Ветхом Завете «хага» означает не только «вздыхать» или «шептать», но и «размышлять», «умственно созерцать». Когда Тора была переведена на греческий язык, слово «хага» было переведено как melete. В латинской Библии слово «хага» melete было переведено как meditatio.

Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного мыслительного процесса впервые встречается в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в XII веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как «читать», «размышлять», «молиться/обращаться», «созерцать/исследовать» - перед косой чертой в скобках показан искаженный религиозный перевод, а после - более близкий к оригиналу). Как и в латыни, английское oration переводят как «речь», «обращение», «язык», а не «молитва». То есть, глубокое размышление на тему, а не созерцание. А представления и фантазирования, согласитесь, далеко не одно и тоже, что и глубокое размышление, идейный поиск и исследование.

Подлинная медитация является попыткой медитирующего найти ответ на некоторый новый и не очевидный для него вопрос

В более поздней Католической Церкви за «медитацией» еще немного прослеживается мыслительная активность, но уже с простым греховно-молитвенным содержанием. Ну а дальше становилось еще печальней. Происходила религиозная рутинизация/ритуализация изначально вполне конкретной, прагматичной и сложной психотехнической деятельности. Откуда ни возьмись появились слова «божественная», «абсолютная», «высшая» и т.п., хотя ни в оригинале первоисточников, ни в изначальном смысле понятий такого содержания не наблюдалось.

Позже термин «медитация» был логично применен в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых на санскрите «дхьяна» и «джняна», в китайском буддизме — «чань», в японском — «дзэн».

Однако в дальнейшей интерпретации восточных практик происходят те же процессы религиозной рутинизации и выхолащивания изначально богатого психологического содержания. Особенно среди людей, не знакомых с классическими текстами и оригинальными комментариями.

Если говорить о йоге, то медитацией наиболее подходящими йогическими терминами назвали бы следующий последовательный процесс:

1. Дхарана - концентрации внимания и удержания на цели размышления.

2. Дхиана - непрерывный творческий поиск, течение мысли.

3. Самадхи - решение, познание, осознание.

В психологии медитацию определили бы актом трансценденции и расширения сознания. А результат (плоды) медитации — осознанием, инсайтом, гештальтом.

В психологической практике медитации условно можно выделить несколько ступеней (по уровню осознанности медитирующего):

1. Разбросанное сознание. По сути, речь идет о сознании, которое находится не «здесь и сейчас», а в самых разных местах и проблемах, перескакивая от одного объекта на другой (как дикая обезьянка, скачущая по веткам дерева — метафора индусов). Это начальный уровень психопрактики, который преодолевается через техники принудительной фиксации внимания на что-то очевидное, а лучше ощутимое в теле: ритм дыхания, тепло, звуки, запахи. Для того, чтобы проверить не «улетело» ли сознание, помогают внешние объективаторы. Например, сбои ритма и способа дыхания – критерий того, что сознание таки «улетело».

Другая (из множества) техника – «взгляд Боддхидхармы», как ее называли в йоге, суть которой состоит в том, чтобы смотреть на горизонт. В момент, когда сознание «улетело», зрение непроизвольно фокусируется на каком-либо из близлежащих предметов.

2. Притупленное сознание. Внешне все «красивенько»: человек неподвижно сидит в медитативной позе, не шевелится. Ему самому кажется, что он абсолютно спокоен, мыслей нет – и правда нет. Чем не медитация? Да тем, что такое же состояние можно достичь и переутомившись или под действием седативных и наркотических препаратов. Но это состояние не деятельно, сознание в нем пассивно.

Наверняка, каждый из читателей имеет опыт слушания сложных лекций или чтения сложных книг. Например, опыт изучения незнакомого языка. И вот, приступив к уроку, пока «голова свежая», мы воспринимаем информацию критично, делаем мысленные заметки и комментарии, соотносим получаемую информацию с известной. В общем, учимся. Но в определенный момент, при накоплении усталости, мы можем признать, что некоторый объем текста мы уже не можем воспроизвести, или слушаем, но не понимаем смысла. Сознание как бы цепенеет и отключается от происходящего. Естественно, эффективность такого «обучения» мала. Это притупленное состояние и есть то, что ошибочно принимают за «медитацию».

Я знал людей, которые могли даже конспектировать в таком состоянии, но вот вспомнить смысл записанного, увы, не могли. Опасность такого состояния именно в том, что сложно признать, что оно имеет место. А также в том, что оно «тренируется». Чем реже человек одергивает себя из таких состояний, тем привычнее они становятся. Здесь же находится точка выхода из этой проблемы. Признав, что ты находишься в таком притупленном состоянии, можно активизировать разум. Или хотя бы прекратить деятельность, которая уже не приносит пользы.

Возможно, вы действительно устали и следует сменить вид деятельности или просто передохнуть, а затем продолжить? Интересно, что многие социальные институты насаждают это состояние и «тренируют» людей находиться в нем. Например, постсоветская система образования явно перегружает множеством ненужной информации, «тренирует» отключаться на лекциях. То же делает телевизор дома и лента соцсети. Пребывание в этом состоянии может стать радикальным тупиком, если не поставить задачу преднамеренного развития сознания, тренировать его пребывать в состоянии ясности и познавательной активности. Равно как и притупленно расслабленное состояние, которое возникает в некоторых рекламируемых практиках «медитации» – это лишь процесс самоторможения, который имеет ценность лишь как форма отхода ко сну. И кстати, видения, возникающие при этом, – не «открытие третьего глаза», как кто-то, наверняка, слышал от профанов, а обычные сонные грезы. Сладкие, но не имеющие отношения к медитации.

Любые подлинно медитативные состояния всегда познавательно активны. Никакая форма «притупления» не может считаться достижением.

3. Собранное сознание, т. е. почти собранное сознание, которое лишь изредка отвлекается. Для его концентрации нужны более тонкие методы: методы разотождествления с эмоциональными состояниями, методы тотального проживания эмоций и методы самоконтроля.

Суть психопрактик, связанных с разотождествлением с эмоциональными состояниями, сводится к тому, что человек, переживая те или иные состояния (причем в данном случае не важно «желание» это, «жажда» или что другое), ощущает их в себе, не вовлекаясь, или любым другим способом разотождествляется с ними. К этому типу практик относится и тибетская Махамудра, и медитация Тилопы, и все техники телесно-ориентированной психотерапии, и рефрейминг НЛП, и метод систематической десенсибилизации, и сотни других рабочих техник в самых разных системах — от древнейших до современных.

О методах тотального проживания расскажу на простых примерах. Первый - «синдром полстакана»: когда человеку хочется сока, он наливает себе полстакана, потом еще полстакана и т. д. Почему сразу не налить и не выпить весь стакан? Потому что человек не до конца принимает свои желания. Сок – метафора. Человеку что-то хочется, а он не может себе этого позволить в полном объеме, соглашаясь на полумеры. В результате растет неудовлетворенность от жизни, ощущение зря прожитых лет и т. д.

Только удовлетворив некоторое желание в полном объеме, понимаешь, насколько стал счастливее. Чем более пиковые переживания человек испытывает, тем более они его насыщают. Чтобы вынести весь опыт из ситуации, опыт необходимо извлечь в состоянии тотальности, полного приятия того, что вы делаете. В этом смысле, например, невротическую зависимость от секса следует «лечить» не большим количеством секса и мастурбации, а более ярким сексом и именно с теми партнерами и именно в тех вариантах, которые особенно желанны. С терапевтической точки зрения, такая практика полезна для тех людей, у которых существуют какие-то комплексы и блоки – ограничивающие программы и установки, когда человек что-то делает, но не может «отвязаться» в полном объеме. Или делает, но испытывает чувство вины по поводу того, что делает. Вроде бы желание и реализовано, но удовлетворения не наступает.

Без вышеупомянутой практики разотождествления с привычными эмоциональными формами, которая, на первый взгляд, противоположна этому пути, это просто невозможно.

С другой стороны, удержать себя в пиковом переживании возможно, только опираясь на глубокий самоконтроль, то есть, волевое усилие контролировать свои состояния. Надо сказать, что это весьма распространенный подход в психопрактике, который мы встречаем в техниках стоиков и киников, практиках обетов, любых тренировках на пределе возможностей организма, в поведенческих тренингах в духе бихевиоризма, в аутогенной тренировке Шульца и сотнях других систем.

4.Сконцентрированное сознание, сфокусированное на одном, в том числе, с помощью вышеупомянутых методов. Здесь, как следует из названия, активное, познающее внимание сконцентрировано на выбранном объекте, в том числе на внутрипсихическом. Но познавая, оно еще придает эмоциональные и интеллектуальные оценки познаваемому объекту, основанные на предыдущих стереотипах и ярлыках.

5. Собственно, инсайт, осознание, гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ», когда «картинка собралась», понимание ситуации «сложилось». Это осознания причин, мотивов и следствий поступков, то есть, закономерностей и глобальных перспектив, а в пределе - метаконтекста происходящего (от греч. Μετά — «через», «сверх», «после», абстрагированность, взгляд сверху, извне). С концептуализацией этого опыта и интеграцией в свою дальнейшую жизнь.

Итак, подытожим сказанное. Медитация - это сознательный, активный, плодотворный мыслительный процесс, имеющий свою цель, методологию и результаты размышлений.
Это поиск вопроса для решения определенной задачи/проблемы, который находятся за пределами текущего понимания, не говоря уже об ответе на него.

Подлинная медитация является попыткой медитирующего найти ответ на некоторый новый и не очевидный для него вопрос, выводящий человека в метаконтекст по отношению к рассматриваемой ситуации и меняющий эмоциональную оценку самой ситуации.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X