Ближе к природе? Как война и пандемия изменили желание людей жить в городах

Ярина Баховская: «Ошибочно считать, что из-за того, что есть определенный процент людей, которые могут работать онлайн, большие города опустеют» (Фото:Субботина/Депозитфотос)
Пора дать новое дыхание украинским населенным пунктам
Согласно исследованиям французского градостроителя Жоржа Османа, наши города прошли существенную трансформацию — от тех, что были разделены на районы по «этническому признаку», потому что считалось, что меньший контакт различных групп уменьшит количество конфликтов, до «открытых городов», которые побуждают приезжать разных людей и вдохновляют их обмениваться мировоззрением, находить общий язык и, как результат, гордиться своим разнообразием.
Но события последних лет заставляют под совсем другим углом взглянуть на то, какие функции будут выполнять города в будущем и почему они нам нужны.
Вид городов полностью соответствует тому, что происходит в обществе, и некоторые события просто усиливают тренды. Например, пандемия COVID-19 и возможность работать онлайн усилили желание жить за городом. Конечно, движение «из» и «в» город — это достаточно циклические процессы, но на этот раз изоляция большого количества населения подняла интересный вопрос: «А кто вообще захочет жить в городах и какие города будут нужны нам в будущем?»
Некоторые события просто усиливают тренды
Ошибочно считать, что из-за того, что есть определенный процент людей, которые могут работать онлайн, большие города станут пустыми, потому что люди переедут в села, ближе к природе. Но то, что человек получил большую свободу выбора и это уже кажется нормой, а не исключением, запускает новые положительные процессы, и именно это включит города, городки, села и регионы в конкуренцию за человеческий капитал, который тесно переплетен с капиталом финансовым.
Также это должно стимулировать развитие сервисов и бизнесов в меньших городах и селах, ведь у людей, переехавших из крупных городов, остается потребность в качественных сервисах, особенно связанных с обучением детей. Конечно, наш опыт войны и то, что дети могли бы заканчивать школу онлайн в совсем других городах, а порой сочетать это с обучением на новом месте дислокации, также раскрыло новое видение сферы школьного образования, в которой изменения происходят обычно дольше.
Примечательно, что для мира COVID-19 был первым этапом, который подсветил изменение роли города в будущем. Зато Украину после COVID-19 ждало полномасштабное российское вторжение, которое фактически заставило треть наших сограждан сменить место жительства.
Сегодня у нас есть очень сложный вопрос безопасности: «Как сделать регионы рядом с границами России привлекательными, чтобы люди захотели возвращаться туда?» Убеждена, что со временем мы увидим, насколько во время внутренней миграции, связанной с войной, изменились приоритеты относительно локаций: мы не знаем наверняка, какая часть людей захочет оставаться в больших городах, какая — в городках и какая — в селах.
Когда мы говорим о переезде из города, нужно понимать, что люди не будут переезжать в село из нашего детства. Приток новых жителей потребует переосмысления формата таких населенных пунктов. Важным толчком для общин является реформа децентрализации, благодаря которой села и малые предприниматели смогут получить значительную поддержку и привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры, здравоохранение, культуру, образование и другие сферы жизни. Это даст возможность громадам самостоятельно принимать решения по развитию и решению местных проблем.

Даже учитывая всю сложность нашего времени, это удачный момент, чтобы трансформировать и улучшить среды обитания и дать новое дыхание украинским городам и селам.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь