Что если ребенок не воспринимает иностранный язык на слух: 7 советов

9 марта 2017, 17:42
Нет детей, которые категорически не способны воспринимать речь на слух — есть те, которых взрослые убедили, что им не дано

Изучение иностранного языка включает четыре навыка: чтение, письмо, устная речь и восприятие на слух. С последним чаще всего возникают проблемы. Но справиться можно – даже если ребенок категорически не воспринимает на слух изучаемый иностранный язык.

Видео дня

Аудирование: фильмы и книги

Чтобы понимать текст на слух, нужно начать его слушать. Нельзя просто выучить слова в словаре, и сказать, что вы знаете иностранный язык. Обязательно проводите аудирование. Это отдельное упражнение, которому обязательно стоит уделять внимание.

Для аудирования можно использовать аудио- или обычные книги, читая их ребенку вслух. Правда, читать самостоятельно стоит лишь в том случае, если у вас хороший уровень языка и правильное произношение. Аудиодорожки, записанные актерами – носителями языка, с грамотной и выразительной речью все-таки предпочтительнее. В качестве упражнений можно использовать также фильмы, сериалы или мультфильмы. Правда, тут вы уже немного хитрите: визуальная информация упрощает понимание звуковой дорожки. Радиопередача, аудиокнига или подкаст воспринимается сложнее, но и прогресс стимулирует более значимый.

Главное требование к аудированию — его регулярность. Иностранным языком нужно заниматься каждый день. В идеале все ежедневные уроки будут тренировать, в том числе, восприятие на слух. Этот навык требует огромного количества практики, так что не ленитесь.

Использование материалов своего уровня

Частая ошибка при выборе материалов для аудирования — переоценка уровня ученика. В интернете есть очень много басней о том, как кто-то выучил новый язык с нуля, просмотрев все сезоны «Друзей» или «Доктора Хауса». Значит ли это, что нужно включать ребенку эти сериалы в оригинале? Вряд ли.

Аудирование дает лучшие результаты тогда, когда ученик понимает хотя бы часть материала, а значение новых слов может угадать из контекста. Есть много детских обучающих мультфильмов, адаптированных книг, учебных подкастов для начинающих. Там небольшой запас слов и медленная разборчивая речь. Это идеально для детей с элементарным уровнем знания языка. Сложность нужно повышать постепенно.

Важно знать увлечения маленького ученика и подбирать материалы, которые его «зацепят»

Выбор текста по интересам

Чтобы аудирование приносило плоды, ребенку должно быть интересно. Важно знать увлечения маленького ученика и подбирать материалы, которые его «зацепят».

Вспомните, когда вам неинтересна тема лекции или радиопередачи, вы отвлекаетесь, думаете совсем о другом, а потом не можете вспомнить, о чем конкретно шла речь – даже если говорили на родном языке, не говоря уже об иностранных. Ребенку еще сложнее сконцентрировать внимание, поэтому стоит подбирать материалы, в которые он погрузится с удовольствием.

Учитывайте, что для успешного понимания на слух многие тексты придется прослушать несколько раз — пока не будет полного понимания. Так что выбор материала по интересам — действительно важный вопрос.

Изучение новых слов каждый день

Сложно демонстрировать заметный прогресс в аудировании, если не изучать новые слова. Конечно, что-то ребенок выучит прямо в процессе слушания, но лучше подкрепить расширение словарного запаса и другими упражнениями.

Например, есть привычное многим упражнение с карточками: пишете на одной стороне карточки иностранное слово, на другой — все возможные переводы. Потом делаете упражнение: смотрите слово на языке оригинала, вспоминаете перевод. Потом наоборот, смотрите перевод и вспоминаете, как это звучит на английском (или другом языке, который вы учите).

Игры и общение на изучаемом языке

Сложность изучения любого иностранного языка в том, что ребенок не погружен в языковую среду. Родной язык он учит активно, в действии. Иностранные языки учатся пассивно. Часто это бездумная зубрежка новых слов и грамматических правил. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы у ребенка появилась возможность активного изучения языка.

Старайтесь общаться на изучаемом языке в быту, устраивайте игры или театральные постановки с иностранной речью. При любой возможности давайте ребенку пообщаться с носителями языка.

Все это не только повышает качество обучения, но и помогает справиться с психологическими барьерами. Если обучение происходит в активной форме, ребенку легче свыкнуться с мыслью, что он знает не все. Юный ученик начнет думать сам, проводить аналогии, воспринимать контекст. Пока ребенок зубрит, он не думает. При пассивном подходе даже одно незнакомое слово в предложении вызывает панику и разочарование в собственных силах; при активном обучении на смену им приходят азарт и решимость.

Занятия музыкой, вокал

Успехам в аудировании способствует развитие слуха. Музыкальная школа или домашние занятия музыкой помогают улавливать малейшие различия в фонетике, понимать сложные акценты, воспринимать речь в шумной среде.

Речь не о том, чтобы совместить занятия иностранным языком и занятия музыкой. Конечно, слушать и петь песни на изучаемом языке полезно, но это тренирует не столько навык восприятия на слух, сколько словарный запас - новые слова легче запоминаются в форме песни. Главная роль музыкальных занятий — тренировка слуха, умения различать и воспроизводить самые разные звуки.

Проработка темпа собственной речи

Чтобы хорошо понимать чужую речь, крайне важно работать над собственной. Считается, что человек воспринимает речь в том темпе, в котором говорит сам. Например, у русской речи обычный темп составляет примерно 70–90 слов в минуту, а у английской — 120–150 слов. Даже для взрослого нормальная английская речь кажется очень быстрой, а ребенку еще сложнее воспринимать такую скорость.

Нужно начинать с более медленных текстов, постепенно усложняя аудирование. Наряду с тренировкой слуха нужно работать над произношением. Есть очень тесная связь между беглой речью и хорошим пониманием на слух. Люди, которые утверждают, что «понимают, но не говорят», как правило, и понимают неправильно. Учите ребенка говорить — и тогда он научится слушать.

Аудирование — не настолько сложное упражнение, как кажется на первый взгляд. Нет детей, которые категорически не способны воспринимать речь на слух — есть те, которых взрослые убедили, что им это не дано. Важно помочь ребенку преодолеть первые трудности, самый сложный стартовый барьер, и тогда он с удовольствием продолжит учиться.

Больше мнений здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X