Об одиночестве, смерти и любви. Три романа, не зря получившие высшее признание

25 августа 2020, 20:43

Эти произведения погружают в вымышленный мир, чтобы показать, как устроена реальность

Познание окружающей действительности, будь то история, другие люди, социальные явления или устройство психики, как правило, осложняется субъективностью, противоречивостью фактов и однобокостью. «Историю пишут победители», «чужая душа — потемки», «зло — это другие» — в результате человеку приходится собирать информацию, словно пазл, где многие кусочки отсутствуют или потерялись.

Видео дня

Впрочем, существуют книги, позволяющие увидеть полную картину. Более того, почувствовать запахи, услышать звуки, ощутить дух эпохи. Мастерство авторов состоит в том, что к ясному, чистому, осознанию читатель приходит коридорами полунамеков, загадок, символов и на одном дыхании. Именно поэтому такие книги получают высшее признание.

Жестяной барабан, Гюнтер Грасс

Гюнтер Грасс — немецкий писатель, художник и скульптор, который родился в 1927 году в Гданьске. Его детство и раннее юношество пришлись на период правления Третьего Рейха, что, очевидно, оставило неизгладимые и мрачные впечатления. Первый роман принес автору мировую славу и раздражение соотечественников. На протяжении всей своей жизни, до самой смерти в 2015 году, Грасс считал, что Германия должна сильнее каяться, и даже был против воссоединения Западной и Восточной частей. В 1999 году Жестяной барабан был номинирован на Нобелевскую премию, до этого экранизация книги получила каннскую Пальмовую ветвь (в 1979 году) и Оскара (в 1980-ом).

«…потому что нет больше индивидуальностей, потому что индивидуальность безвозвратно утрачена, потому что человек одинок, каждый человек равно одинок, не имеет права на индивидуальное одиночество и входит в безымянную и лишенную героизма одинокую толпу».

Здесь дивные национальные традиции переплетаются с интригами олимпийских богов

Главный герой романа — немецкий мальчик Оскар Мацерат, который на третьем году своей жизни сознательно решает больше не расти. Причинами такого выбора являются ложь и ханжество окружающего мира. В результате внешне он остается маленьким ребенком, но внутренне продолжает взрослеть и развиваться. Впрочем, наблюдения и анализ Оскара имеют весьма гротескный характер — из-за маленького роста он, в основном, видит только ноги или же непропорционально большие фигуры. Эта особенность великолепно оттеняет общую атмосферу абсурдности.

Барабан, на котором играет мальчик, проявляется в этом романе равномерными ударами тысячи солдатских и гражданских ног, слившимися в едином марше. Вся история изначально представляется единым барабанным соло. Однако в финале звуки послевоенной джазовой импровизации дарят освежающую надежду, которая позволяет Оскару расти.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X