Три вида интеллекта. Чему обучать детей в новом мире

22 октября 2020, 20:43

Как вырастить ребенка с исключительными умственными способностями?

В соавторстве с Викторией Лямец, владелицей международного центра развития индивидуального потенциала ребенка Future Education Center

Нашим детям повезло. Они точно будут умнее и лучше нас. Большинство из них родилось и растет в так называемом VUCA-мире. Акроним VUCA означает volatility, uncertainty, complexity, ambiguity: нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность. Иными словами, это хаос, который становится новой нормой жизни. Задача родителей сделать так, чтобы ребенок, став взрослым, был способен стать не только успешным, но и счастливым в условиях неопределенности современного мира.

Видео дня

IQ (коэффициент умственного развития), VQ (коэффициент жизненной энергии), EQ (эмоциональный интеллект) — вот три главных компонента, которые необходимы для успеха в новой реальности. Мы привыкли с детства тренировать в ребенке IQ и пускать на самотек два других типа интеллекта. Это приводит к доминированию первого и дефициту двух остальных.

Общество ценит высокий IQ

Хорошо ли это? Общество ценит высокий IQ. Однако у этого подхода есть своя темная сторона. Человек с высоким коэффициентом умственного развития без EQ и VQ — в некотором смысле почти пародия. Американский психолог Дэниэл Гоулман назвал его интеллектуалом, который превосходно ориентируется в царстве разума, но совершенно не приспособлен к обычной жизни. Перефразируя его мысль — мы можем вырастить из ребенка гения, который будет неудачником по жизни.

Почему школа не справится?

Гоулман приводит интересные данные о том, что почти у всех детей, которые плохо учатся в школе, есть недостаток эмоционального интеллекта. Такие дети чаще испытывают чувство разочарования, обиды и оторванности от общества. Фактически это означает, что не только выбор школы предопределяет успеваемость ребенка, но и осознанное воспитание в нем родителями эмоционального интеллекта.

Приведем еще один аргумент в пользу того, что в вопросах обучения в современном мире нельзя полагаться только на школу. Несколько лет назад в рамках специального проекта NASA ученые провели необычное исследование — тест на гениальность среди самых обычных детей-дошкольников. Вы удивитесь, но в категорию «гениальный ребенок» попало 98% детей. Когда этим же детям исполнилось по 10 лет, только треть из них, пройдя школьное обучение, имела потенциал гениальности. А еще через 5 лет — лишь 12%. Позже, среди взрослых, «гениев» осталось всего 2%.

Этот пример наглядно демонстрирует, что школьное образование, которое построено по пути стандартизации знаний и самих детей, не способно поддерживать уникальный природный потенциал каждого ребенка. Чтобы привести обучение к единому знаменателю, школа вынуждена тормозить самых умных и способных и приводить их к соответствию со среднестатистическим уровнем.

И наконец, школа не может компенсировать необходимый уровень IQ ребенку, если тот постоянно сидит в гаджетах, которые занятые родители используют в качестве бэби-ситтеров. Согласно исследованиям доктора нейропсихологии Мишеля Демурже, даже 15 минут в день у экрана устройства снижают умственные способности ребенка.

Эмоциональный интеллект ребенка формируется в семье

Эмоциональное обучение ребенка начинается буквально с рождения и продолжается все детство. Но пик развития EQ приходится на возраст с семи до четырнадцати лет. И именно этот период является главным «окном возможности» формирования эмоциональных паттернов на всю последующую жизнь.

Эмоциональный интеллект является основой саморегуляции и стрессоустойчивости. Нашего умения строить отношения с другими людьми. Те, кто обладают высоким EQ, умеют поддерживать ровные и гармоничные отношения с окружающими. Они проницательны в понимании реакций и чувств других людей. Умеют вести за собой и сплачивать, а также улаживать конфликты.

EQ развивают занятия музыкой, живописью, любыми видами творчества, а также театральные кружки. Иными словами, все те виды деятельности, которые воздействуют на эмоциональную сферу.

Но, в первую очередь, эмоциональный интеллект формируют отношения в семье и между супругами. К примеру, если родители не умеют выказывать эмпатию к определенным эмоциям ребенка — радости, слезам или потребности в объятиях — тот начинает избегать переживания эмоций. Чтобы родители были способны сформировать в ребенке EQ, они сами должны иметь элементарные знания об эмоциональном интеллекте и использовать их в своих отношениях.

Ключевые аспекты, которые влияют на эмоциональный интеллект ребенка — теплая атмосфера в семье и умение взрослых разрешать конфликты. Задача родителей научить детей осознавать в себе негативные эмоции и уметь выражать их, не причиняя боли другим людям, проговаривая в спокойном диалоге и объясняя свои чувства.

Еще два важных компонента формирования EQ — это дружеские отношения с родителями, а также подражание их модели поведения и реакций. Если, скажем, малыш видит своего отца только вечером после работы, когда тот говорит «я устал» и садится у телевизора, пытаясь снять усталость, то единственной моделью жизни взрослого человека для ребенка будет именно такая модель: сидеть у телевизора. И он будет пытаться повторять ее как оптимальную, независимо от времени дня и своей занятости.

Но если рассказывать ребенку, какие важные рабочие задачи сегодня выполнял глава семьи, и вовлекать его в принятие решений, советоваться с ним в обучающих целях, то картина мира расширится до более реальной: папа много трудится и поэтому устал, я тоже буду много трудиться, чтобы достичь его уровня. Желательно также, чтобы родители вместе с ребенком «распаковывали» те или иные жизненные ситуации, объясняя, почему поступают именно так или иначе. Важно, чтобы ребенок понимал объективную картину жизни своих родителей.

Как формировать коэффициент жизненной энергии ребенка и правильно развивать умственные способности

В каждом из нас есть врожденный потенциал VQ. Задача родителей — сделать так, чтобы ребенок был способен его реализовать. VQ главным образом закладывается в первые семь лет жизни и связан с развитием тела. На этот тип интеллекта влияют различные спортивные кружки и секции, которые помогают в физическом развитии ребенка. Коллективные виды спорта также будут влиять на EQ, одиночные — в большей мере направлены на формирование лидерских качеств.

VQ тесно связан с развитием таких важных навыков, как пунктуальность и самодисциплина. В будущем это даст силу воли реализовывать намеченное, завершать дела.

Если говорить об IQ, то пик развития умственных способностей приходится на подростковый возраст, начиная с 14 лет. Сегодня выделяют 10 типов мышления, в основе которых находятся эннеатипы — качества, присущие с рождения тем или иным людям. Это критическое, вариативное, образное, креативное, аналитическое, логическое, системное, стратегическое, абстрактное и экзистенциальное мышление. Каждый ребенок обладает всеми этими типами мышления от рождения, но один или два обычно являются доминирующими. Если обучить ребенка использовать собственный индивидуальный способ мышления, он сможет находить самые эффективные решения в любых жизненных обстоятельствах.

Вы можете определить эннеатип вашего ребенка и развивать его уникальный тип мышления. Но при этом мы рекомендуем обязательно уделить внимание умению критически и творчески мыслить, образному и системному мышлению. Именно они, по данным Всемирного экономического форума, является наиболее важными в современном мире.

Критическое мышление развивается через умение делать логические суждения, анализировать и оценивать аргументы, умение формировать и проверять гипотезы, выносить суждения, навык решения четко и нечетко поставленных задач. Сформировать их можно обучая ребенка задавать исследовательские вопросы, делать анализ жизненных ситуаций, книг или фильмов, выносить заключения, избегая ментальных ловушек.

Креативное мышление позволяет находить нестандартные решения для любых задач и ситуаций, адекватно реагировать на происходящие изменения, быстро осваивать новые модели поведения. Это любознательность, открытость новому опыту, умение замечать неважные на первый взгляд детали. Иными словами, креативность определяет нашу способность добиваться успеха в жизни. Пробуйте вместе с ребенком решать творческие задачи и находить неожиданные выходы из любых ситуаций. Обучайте умению видеть позитивные стороны даже в негативных событиях, генерировать новые идеи и проводите вместе семейные «мозговые штурмы».

Образное мышление — это умение визуализировать предметы, мысли, моделировать ситуации. Оно позволяет сконструировать несуществующую реальность и дает дополнительные возможности для решения проблем и любых задач. Такие люди легко обучаются и обретают новые навыки. Это также гибкость мышления и интуиция. Для развития этого типа мышления проводите с ребенком дискуссии, поощряйте его общение с разными людьми — по статусу, возрасту и национальности.

Системное мышление объединяет в себе все другие типы мышления и именно поэтому так важно. На его развитие очень влияет изучение языков, умение самостоятельно делать выводы, видеть различные варианты решения ситуации и последствия каждого из них.

И напоследок. Какой бы путь обучения ребенка вы ни выбрали, самое главное, что вы можете ему дать — это крепкая и счастливая семья. Согласно исследованиям ученых из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка (США), дети, родители которых относятся к ним с пониманием, уважением и любовью, более успешны в учебе, а к 30 годам достигают большего успеха в жизни.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X