Чем уникальна харьковская фотография. Блог Олега Гавриша

11 апреля 2017, 20:37
Цей матеріал також доступний українською
Одним из направлений искусства, которым Украина действительно может гордиться, является фотография

Лучший украинский фотограф, лауреат The Hasselblad Foundation International Award (аналог Нобелевской премии в фотографии) Борис Михайлов удостоен отдельного зала в галерее Тейт Модерн в Лондоне. Его работы экспонируются в Метрополитен-музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Пинакотеке Модерна в Мюнхене и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Видео дня

Кроме Михайлова, мировое признание получил Сергей Братков, представлявший Украину в рамках Венецианской биеннале. Его работы находятся в 14 международных музеях. Мы также можем гордиться Романом Пятковкой, который в 2013 году получил премию в номинации «Концептуальное фото» на конкурсе Sony World Photography Awards, считающийся фотографическим Оскаром. А еще Олег Малеванный, Евгений Павлов, Юрий Рупин, Александр Супрун, Анатолий Макиенко, Александр Ситниченко, Геннадий Тубалев, Виктор Кочетов, Сергей Солонский, Миша Педан, чьи работы куплены первоклассными мировыми музеями.

Всех этих фотографов объединяют две общие черты.

Во-первых, они – представители харьковской школы фотографии. Ее характерные черты – ироничность и китч как метод, некая героизация «среднего человека», налет «автобиографичности», а также плохое иногда качество фотографии как эстетический показатель. Плюс специальные техники, такие как наложения, коллаж, покраска.

Во-вторых, это ветераны, начинавшие работать еще при Советском Союзе. Большинству из них далеко за пятьдесят. Поймав «дух времени» периода упадка и развала Советского Союза, эти люди оказались на гребне волны со своими фотографиями.

Но жива ли харьковская школа фотографии сейчас, когда о СССР не напоминает ничего, кроме новостей о переименовании последних городов и улиц с советскими названиями? Роман Пятковка, в гостях у которого я побывал пару недель назад, уверен, что да. «Все традиции харьковской школы фотографии в полной мере сохранились у целой плеяды молодых и талантливых авторов», – говорит он. И приводит собственный список пяти лучших молодых и подающих надежды фотографов харьковской школы.

Расскажу немного о каждом из продолжателей легендарной харьковской фотошколы.

Полина Карпова

Ей 24 года, родилась и живет в Харькове. Полина из творческой семьи: отец – коммерческий фотограф, мама – швея. Закончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств в 2013 году по специальности история искусств. Заниматься фотографией начала после окончания школы, когда отец подарил ей свою первую цифровую камеру Sony DSC-F828, купив себе новый и более прогрессивный на то время Nikon D90.

Источник: polinakarpova.com
Источник: polinakarpova.com Фото:

Персональные выставки Полины проходили в провинциальных городах Украины (Херсон, Чернигов, родной Харьков) и Германии (Грюнвальд). Кроме того, она участвовала в фестивале Odessa//Batumi Photo Days 2016. В 2014 году ее фото несколько секунд транслировалось на экранах нью-йоркской Таймс-сквер в рамках фотофестиваля SeeMe TakeOver. Участвовала в резиденции Litoralis в Ивано-Франковске в рамках фестиваля Porto Franko Gogol Fest 2016. В этом году в мае станет участником групповой выставки на Krakow Photo Month. Осенью планируется персональная выставка Полины в Вильнюсе в Uzupis art incubator.

«С раннего детства мама, будучи фанаткой модных журналов и показов, пыталась привить мне эстетический вкус и определенные знания в области моды. Так что вместо детских книжек я листала Vogue, Harpers Bazaar и ELLE. Раз в месяц по выходным мама брала меня с собой охотиться за свежим выпуском на местный центральный книжный рынок, славящийся оптовыми ценами. Раньше там были толпы таких же желающих, так что я определенно успела застать постсоветскую журнальную культуру покупки и хранения архива журналов, – рассказывает о себе Карпова. – Когда мама шила огромную коллекцию платьев для выступлений различных детских коллективов, она просила меня помочь с подборкой тканей. Мой совет был решающим относительно того, какой тип ткани и цветовая гамма будет хорошо смотреться на сцене. Этот бесценный опыт пригодился мне в моей практике».

Источник: polinakarpova.com

Источник: polinakarpova.com Фото:

Карпова снимает на цифру. Финальную картинку подвергает тотальной цветовой коррекции в Adobe Photoshop. «Некоторые люди думают, что я – пленочница, и часто спрашивают совета, где в Харькове можно хорошо отсканировать пленку», – признается она.

Игорь Чекачков

Родился в Харькове в 1989 году. Учился сам, начал работать в области фоторепортажа, обучаясь при этом взаимодействию с камерой и основам языка фотографии. «Спустя несколько лет этого стало мало. Репортажем продолжал зарабатывать деньги, но стал изучать и другие возможности фотографии», – рассказывает Чекачков о себе.

Начал свой творческий путь Чекачков с выставки в Париже на фестивале LA QUATRIÈME IMAGE. Были еще выставки во Франции и США – как персональные, так и коллективные. «Чем больше я занимаюсь фотографией, тем менее понятно мне разделение ее на стили. Я вижу ее, скорее, как язык, и в зависимости от того, о чем я сейчас хочу говорить, выбираю необходимую структуру: технику, цвет, композицию, обработку. Мои проекты достаточно разнятся визуально, и я бы не хотел обозначать их каким-нибудь стилем», – говорит Игорь.

Источник: chekachkov.com
Источник: chekachkov.com Фото:

Чекачков вспоминает: когда познакомился с Пятковкой и показал ему свои фотографии, тот сказал: «Это же харьковская школа фотографии!» «Я ничего о ней не знал. Думаю, я связан с этой традицией благодаря какому-то коллективному бессознательному – так уж вышло, что воспитывался я на европейской фотографии и ничего не знал о том, что было у нас здесь. «Однако, работая над своей фотографией, я бессознательно использовал эстетику, свойственную харьковской школе, – говорит он. – Эту школу сформировала определенная среда, время. Сейчас все иначе, а, значит, и харьковская фотография будет совсем другой. Не думаю, что, фотографируя тогда, они думали о том, что принадлежат к некой харьковской школе. Они делали честно то, что чувствовали, и именно это нужно делать молодым фотографам. А потом найдется кто-нибудь, кто назовет это какой-нибудь школой».

Оксана Курчанова

Оксана Курчанова родилась в 1976 году в Запорожье. В 2005 году получила степень кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство». С 2008 года увлеклась фотографией.

За это время ее выставки прошли в разных странах – от Франции (The BOUTOGRAPHIES/ фестиваль в Монтелье) до Южной Кореи (SUWON Photo Festival).

В 2013 году Курчанова получила премию Golden camera 2012 на Международном конкурсе фотографии. Кроме того, она – финалист Международного фестиваля фотографии в Братиславе.

Источник: kurchanova.com
Источник: kurchanova.com Фото:

Фотографии Курчановой представляют собой размышления на волнующие общество темы. Скажем, взгляд на мир глазами детей и взрослых («Пятнашки»), на шаблонность советской эпохи («От 3 до 16»), на военные действия на востоке страны («КТМБ»), на манипуляции с реальностью в социальных сетях («Сканомания»). Все серии социальные, потому находят интерес и отклик у зрителя.

Фотограф уверена, что остоялась как автор благодаря харьковской школе фотографии. «Сосредоточие большого количества творчески заряженных единиц в одном городе, в одной культурной среде дало качественно новый результат. Есть масса техник и приемов, которым можно учиться у ее представителей. Но для меня важна свобода, которую они демонстрируют при работе с фотоматериалом», – рассказывает Оксана.

Арина Петрова

Родилась и выросла в Харькове, училась в Харьковском художественном училище на факультете живописи. Фотографировать начала совсем недавно.

«Фотографирую так, как чувствую. В своих снимках стараюсь больше ощущать, чем думать. Благодаря этому картинка визуально выглядит чище, чем, если бы кадр был поставлен. Использую Canon, но это вообще ни о чем не говорит – можно хорошо снимать даже на мыльницу. Техника ведь не главное, главное – правильное восприятие. Люблю снимать обнаженную натуру и женщин на долгой выдержке. Стараюсь, чтобы у картинок была своя история», – рассказывает Петрова о своем творчестве.

Фото предоставлено Ариной Петровой
Фото предоставлено Ариной Петровой Фото:

Фотография для нее – идеальная ложь. Автор придумывает то, что хочет видеть и изображает это посредством реальности. Любимые фотографы: Нобуеси Араки, Франческа Вудмен и Эйко Хосоэ.

Про харьковскую школу фотографии говорит следующее: «В первую очередь, мне кажется, она пользуется признанием из-за мыслящих людей, которые занимаются своим делом. Я бы хотела иметь отношение к этим людям».

Эльмира Сидяк

Эльмира Сидяк родилась в Донецке в 1980 году. Но уже с двух лет жила в Харькове. Фотографией начала заниматься в 2008 году, хотя истинное осознание того, чем для нее является фотография, пришло лишь несколько лет спустя после знакомства с творчеством Бориса Михайлова.

«Фотография для меня это один из способов самопознания и самотерапии. А также исследование процесса, запускаемого в результате соприкосновения "Я" с социумом. Почему вижу так? Что вижу всегда и везде? На что закрываю глаза? В моем творчестве много личного. Не умею рассказывать о том, что не прошло через меня», – говорит Сидяк.

Источник: www.facebook.com/Elmira-Sydiak
Источник: www.facebook.com/Elmira-Sydiak Фото:

Эльмира состоит в Национальном Союзе фотохудожников Украины. Ее выставки проходили в Берлине, Нюрнберге, выставлялись в «Мистецьком Арсенале» в рамках ART Kiev Contemporary VIII.

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X