Бюджет на искусство $25 в месяц. История знаменитой коллекции Рубелей

22 января 2020, 23:03
Цей матеріал також доступний українською

Влиятельные американские коллекционеры современного искусства Дон и Мера Рубель всегда отличались хорошей интуицией — свою первую работу Джеффа Кунса они приобрели в далеком 1979 году

Говоря о влиянии институций на арт-рынок и искусство в целом, мы привыкли в первую очередь обращать внимание на государственные учреждения (передовые музеи типа MoMa, галереи Тейт и Лувра), международные форумы и фестивали современного искусства (Венецианская биеннале, Documenta, Burning Man) или же мега-галереи (Gagosian Gallery, Zwirner Gallery, Hauser&Wirth и др.). Но не следует недооценивать частные некоммерческие инициативы: иногда проделанная ими работа не уступает по своей значимости хорошо налаженной деятельности щедро финансируемого музея.

Видео дня

Ярким примером успешной «частной» инициативы является коллекция Дона и Меры Рубель. Первую работу в свою коллекцию Рубели приобрели в 1964 году. Поначалу молодая семья была очень ограничена в средствах, поэтому Дон и Мера договорились о том, что их бюджет на искусство составит $25 в месяц. Изначально Рубели интересовались молодым искусством (другое они попросту не могли себе позволить). Со временем коллекция Рубелей расширилась, а молодые художники 60−70-х (Баския, Шерман, Харинг и другие), которые составили ядро их коллекции, стали признанными авторами. Сейчас Рубели являются одной из самых влиятельных семей коллекционеров современного искусства в США. Работы из коллекции Рубелей нередко включают в свои проекты лучшие музеи мира. Например, знаменитая выставка 30 Americans, полностью состоящая из работ коллекции Рубелей, с момента своего «запуска» в 2009 году успела объездить более десятка музеев.

Не следует недооценивать частные инициативы

В декабре 2019 года, в преддверии Art Basel Miami, состоялось открытие нового выставочного пространства Рубелей. Следует отметить, что помещение в Аллапатте — не первое выставочное пространство семьи. С 1993 года институция находилась в Винвуде, и переезд на новое место коллекционеры поначалу не планировали. Как говорит Мера Рубель в комментарии для ARTnews, они искали помещение для склада, а в итоге нашли пространство, которое оказалось слишком хорошим для того, чтобы быть просто складом.

Rubell Museum (Фото: предоставлено автором)
Rubell Museum / Фото: предоставлено автором

В конечном счете, коллекция семьи Рубель расширила свое экспозиционное пространство более чем в два раза (теперь это 100 000 квадратных футов вместо 45 000). Размах и «серьезность намерений» отныне звучат и в названии институции: благодаря переезду Коллекция семьи Рубель (The Rubell Family Collection) поменяла свое название и превратилась в Музей Рубелей (Rubell Museum).

На данный момент коллекция насчитывает около 7200 произведений более 1000 художников. Бесспорно, содержание такого количества произведений искусства — дело и хлопотное, и затратное. Системный подход при формировании коллекции и, что не менее важно, при дальнейшем содержании работ является тем важным моментом, который, как мне кажется, стоит подчеркнуть. Рубели не только сделали свою огромную коллекцию доступной для широкой аудитории, но и позаботились о подобающей ее архивации. Любой желающий может приобрести в самом музее или же онлайн огромный двухтомный каталог коллекции. Помимо этого, Рубели периодически издают тематические каталоги и каталоги отдельных художников.

Джефф Кунс в экспозиции Rubell Museum (Фото: предоставлено атвором)
Джефф Кунс в экспозиции Rubell Museum / Фото: предоставлено атвором

Коллекция Рубелей предлагает зрителю всеохватывающий взгляд на современное искусство. Помимо уже классических работ Мураками, Каттелана, Крюгер, Лукас, Кусамы и прочих нашумевших авторов, у Рубелей можно увидеть, к примеру, произведения 29-летней художницы Чабалалы Селф. Имя последней у всех на слуху с июня прошлого года, когда ее работа Out of Body (2015) была продана на Christie’s за сумму, в 6 раз превысившую изначальную цену. Впрочем, хорошая интуиция — это то, чем отличались Рубели всегда: свою первую работу Кунса они приобрели еще в далеком 1979, а Харинга — в 1981.

С 2011 года Рубели практикуют индивидуальные резиденции для молодых художников. Как правило, резиденция предоставляет возможность молодым авторам на протяжении нескольких недель жить и работать в фундации (или же музее, если идти в ногу с обновлениями). Позднее созданные во время резиденции работы презентуют в качестве небольшого сольного проекта. В свое время первым резидентом стал Стерлинг Руби, автор, чьи работы с тех пор успели пополнить коллекции галереи Тейт и МоМА. Первым резидентом Рубелей в новом выставочном пространстве стал Амоако Боафо, художник ганского происхождения. Боафо работает с традиционной масляной живописью в не менее традиционном жанре портрета, но несмотря на консерватизм в средствах, картины Боафо сложно назвать заурядными. Автор прописывает своих персонажей пальцами на монохромном фоне — рельефный мазок, полученный в результате такой техники, делает картины Боафо динамичными и легко узнаваемыми.

Амоако Боафо в экспозиции Rubell Museum (Фото: предоставлено автором)
Амоако Боафо в экспозиции Rubell Museum / Фото: предоставлено автором

На этом история коллекции Рубелей не заканчивается. В интервью для Financial Times Мера Рубель говорит о планах открыть следующий музей в Вашингтоне. Рубели потратили шесть лет на то, чтобы найти партнеров по этому проекту. Теперь, когда основные вопросы решены, можно строить прогнозы: по словам Меры Рубель, институция в Вашингтоне будет готова к открытию через три года.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X