Больше, чем еда. Почему я постоянно говорю о борще
Пока мы выясняем отношения в фейсбук-баталиях, в глобальном измерении борщ преимущественно считается блюдом русской кухни
Год назад удалось внести борщ в Национальный перечень культурного наследия Украины. С тех пор у некоторых людей мое имя ассоциируется с борщом, поскольку я продолжаю развивать эту тему. Кто-то от этого в восторге и вспоминает меня во всех связанных с борщом ситуациях. Кто-то искренне не понимает, зачем это все происходит, и возмущается. Факт в том, что борща сейчас много в информационном поле. И я хочу объяснить, зачем это нужно, и, собственно, продолжить дискурс.
Но давайте сначала поговорим об опыте других наций. Итальянцы любят, ценят и защищают свою пасту, а также через законы контролируют качество изделия. Например, в 1995 году в Риме проходил Всемирный Паста Конгресс. Уже представляю реакцию на предложение провести, например, Борщевой Конгресс сейчас — наверное, меня бы записали в сумасшедшие. В Париже ежегодно проходит конкурс на определение лучшего багета года, в котором соревнуются пекари со всей столицы, а багеты победителя весь следующий год подают во время официальных мероприятий в Елисейском дворце. Грузия буквально в 2020 году ввела День хачапури.
Это нормально — превозносить блюдо, которое является составляющей идентичности твоей нации
А теперь о борще и его значении для Украины. Для нас это больше, чем просто еда. Борщ олицетворяет традиции, которые передаются в пределах семьи, а также между различными семьями, общинами, регионами. Его любят во всех уголках страны, он может объединить оппонентов с самыми разными убеждениями. Одним словом, борщ — это важный элемент украинской культуры.
Однако здесь возникает дилемма — любим, но при этом вроде бы чураемся. Часто инициативы в отношении борща сразу клеймятся как проявление шароварщины, чего-то банального, примитивно-сельского и явно устаревшего, не соответствующего современным трендам культуры и тому подобное. Поэтому, пока мы выясняем отношения в фейсбук-баталиях, как правильно и что нужно делать, в глобальном измерении борщ преимущественно считается блюдом русской кухни. Русские рестораны спокойно вписывают борщ в меню и подают как «исконно русское блюдо». Хотя для нас очевидно, борщ является украинским. Но мы его тихо готовим дома и молчим.
Чтобы осознать масштабы, можно перейти в соцсетях по хэштегу #борщ. Подавляющая масса публикаций — русская. Логично, что это создает иллюзию о том, что борщ является русским блюдом. Победить эту историю можно только с помощью информационного превосходства. То есть нужно постоянно заполнять пространство сообщениями, что борщ — украинский. Говорить о борще много, чтобы вытеснить из информационного пространства эту фальсификацию со стороны Москвы.
Крайне важно не стесняться, ведь это нормально — превозносить блюдо, которое является составляющей идентичности твоей нации. Конечно, всем украинцам приятно, когда CNN зачисляет борщ в топ-20 лучших супов мира, или когда ЮНЕСКО, надеюсь, внесет в свой список нематериального культурного наследия. Но прежде всего надо понимать: мы все делаем — идет речь о борще или о реформах в стране — ради себя. Чтобы быть счастливой нацией и гордиться тем, что мы — украинцы. И да, обретение умения ценить свое наследие, историю и культуру является частью этого процесса.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь