Когда идет борьба на всех фронтах. Пять советов руководителям, как организовать работу в условиях кризиса

27 мая 2022, 20:43
Светлана Павелецкая: «Если у вас здоровый коллектив единомышленников, он станет для вас точкой опоры» (Фото:gpointstudio/Depositphotos)

Светлана Павелецкая: «Если у вас здоровый коллектив единомышленников, он станет для вас точкой опоры» (Фото:gpointstudio/Depositphotos)

Работа — это то, что может спасти ваших сотрудников от глубокой депрессии

До войны я мечтала полететь в Нормандию, весенние каникулы провести с сыном, делать новые проекты, издать новые книжки, думать о том, какой диван купить в квартиру, и искать туфли цвета, которого у меня еще нет.

Видео дня

Сегодня у меня просто много рабочих чатов вместо книг и утренние обзвоны близких с вопросом, все ли в порядке. Единственные путешествия — рабочие поездки на поезде. Во время одной из таких поездок некоторое время не было интернета. Без бесконечных рабочих чатов было очень не очень. Как у марафонцев — когда бежишь, нельзя останавливаться, потому что может не выдержать сердце. Так и тут. Война стала марафоном. И останавливаться уже нельзя. Сойти с дистанции — тоже.

Чтобы выдержать темпы этого марафона, важно помнить о правилах. Особенно, если ты руководитель. Как найти баланс между тем, чтобы быть другом, наставником и менеджером? Как не потеряться и не потерять себя? Поделюсь своим опытом работы в условиях кризиса и продолжу бежать марафон.

1. Кризис — время обозначать роли и принимать решения

Когда вокруг полный хаос и происходят глобальные, тектонические изменения устоявшейся системы работы, понимания целей и наличие плана помогут бизнесу адаптироваться и трансформироваться. Да, антикризисная стратегия всегда должна быть проговорена и сохранена на жестком диске вашего компьютера. Ну или в общем чате топ-менеджеров. Основа этой стратегии — решение. Если что-то, то куда, как и с кем.

Делайте ровно столько, сколько можете

Работа — это то, что может спасти ваших сотрудников от глубокой депрессии и чувства неизвестности. Это способ превратить тревогу в мощный инструмент, когда «все горы по колено» и ничто не может вас сломать. В нынешних условиях особенно важны социальные проекты — они могут стать точкой опоры и дать ощущение причастности к глобальной цели. Это то, чего сотрудники ищут в мирное время, и то, что пытаются сформулировать руководители. Если «до» с этим могли возникать проблемы, то сегодня у вас есть беспрецедентная возможность дать чувство сопричастности к масштабной борьбе. Только вместо оружия у вас будет то, что ваша команда умеет делать лучше всего. Ведь борьба идет на самых разных фронтах.

Конечно, социальные проекты — это волонтерская история, и чтобы сохранить бизнес и выжить, платить зарплаты, всем компаниям пришлось адаптироваться. Кому-то — перейти в онлайн, кому-то — вывезти сотрудников, по возможности, в офис за границей, кому-то — освоить новые продукты или ниши.

Помните, нет идеального времени для изменений, и все зависит от вашего видения как руководителя. О том, какого будущего вы хотите для вашей компании. Главное, чтобы не было слишком поздно. Это как в серфинге: стоить вовремя не поймать волну, и есть шанс оказаться под водой.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

2. Сначала поддержка, потом бизнес

Вот уже третий месяц каждое мое утро начинается с одного и того же вопроса в общем чате: «Как вы?». И это не о том, хороший ты или плохой руководитель, это о человеческих отношениях. Мне действительно важно знать, кому какая помощь нужна. Безопасность сотрудников, их жизнь и здоровье должны быть приоритетом № 1. Сначала безопасность, а потом бизнес. Потому что люди — это самый ценный ресурс любой компании. И таким должен быть стратегический выбор руководителей.

Не менее важным является и психологическое здоровье команды. Нам повезло, что буквально все — киборги и готовы работать нон-стоп для достижения общей цели. Но иногда их все же нужно силой выгонять на выходной. Если вы бережете свою команду, самое время сделать аудит на адекватность. Шучу. Но людей порой просто эмоционально «накрывает» от войны, тысяч прочитанных и написанных новостей, усталости. И тогда руководителю стоит без шуток сказать: «Ты сегодня не работаешь».

К сожалению, когда человек надолго выпадает из процесса, есть угроза выпасть бесповоротно, привыкнуть к «замороженному» состоянию, не двигаться, стоять на месте. Я могу понимать. Могу подождать. Но рано или поздно придется выбирать. Возвращаясь к первому правилу. Я верю, что пришло время решать: ты живешь дальше или прячешься. И бизнес не должен быть благотворительным фондом для тех, кто не хочет брать ответственность за свою жизнь.

3. Война не избавила от возможностей — помогите увидеть их

Кризис, каким бы он ужасным ни был, всегда может стать новой возможностью. Задача руководителя — показать ее сотрудникам. Например, для нашей компании такой возможностью стало расширение работы на международных рынках и получение международного опыта. Возможно, для вашей компании тоже появился такой шанс.

Война приковала внимание всего мира к Украине. Представьте, что фактически все мы сегодня работаем с самой масштабной коммуникационной кампанией планеты. Мы противостоим одной из самых мощных пропагандистских машин. Мы в эпицентре событий. Для любого коммуникационщика это серьезный профессиональный вызов и точка роста — несомненно, но благодаря этому каждый профессионал в своем портфолио уже имеет опыт работы с темами мирового масштаба.

Это новые навыки, новые вызовы, новый уровень контактов. И вспоминая первый пункт, это то, что не даст «закиснуть» или опустить руки. А наоборот — мобилизует. Поэтому даже когда кажется, что все устали, открывается второе дыхание. Главное — всегда видеть цель, всегда помнить «для чего я это делаю».

Задача руководителей — стать трансляторами возможностей. Так уж случилось, что мы для всех — «сильное плечо». И я — такое же сильное плечо, несмотря на платья и туфли.

4. Берегите себя и свое психическое здоровье

Любой, даже самый сильный и стойкий руководитель — это, в первую очередь, человек. Он также чувствует страх, неопределенность и может эмоционально выгорать. Психологическая нестабильность — нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Перепады эмоциональных состояний во время войны — это ок. Вопрос в том, как мы действуем и возвращаем себя к привычному состоянию.

Если вы чувствуете эмоциональную нестабильность — сделайте паузу. Дайте себе время прийти в себя. Можете грустить или плакать — это нормально. Но не долго, потому что нужно двигаться дальше. Вы не должны быть «няней» для сотрудников. Делайте ровно столько, сколько можете. Но также, когда у вас здоровый коллектив единомышленников, он всегда станет для вас точкой опоры и такой же «успокоительной таблеткой». И я рада, что мне в этом смысле повезло.

Есть важная закономерность, которую руководитель не может упускать. В хорошем коллективе и при наличии нормальной атмосферы команда становится только крепче, в плохом — она распадается и демотивируется. У нас, к счастью, первый вариант. Если в вашем коллективе не так — это повод провести работу над ошибками.

5. Поставьте крест на синдроме отложенной жизни

Никто из нас не был готов к войне. Это колоссальный стресс и глобальные перемены в жизни каждого. Многие в такой ситуации пытаются переждать, спрятаться или жить мыслями «после войны я…» Но мы не знаем, как долго продлится война: недели, месяцы или годы (надеюсь, что это не так). Но если реализуется худший вариант, готовы ли мы потерять годы, просто существуя, а не живя? Потратить годы, предавая свои мечты, игнорируя работу, команду, проекты, родных. Готовы?

Иногда мне очень хочется проснуться и сказать: «Такой сон плохой приснился — что у нас война», но такого не будет. Нужно жить здесь и сейчас, продолжать работать, развиваться, помогая тем самым стране, людям и армии. Зафиксируйте себя в моменте «сегодня». Поставьте в голове блок на мысли «я сделаю это потом». И о том же регулярно напоминайте своей команде. Чтобы они могли прожить эту историю ради себя и своего будущего. Жизнь слишком коротка, чтобы застревать в синдроме отложенной жизни, и мы не должны позволять этого своей команде.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X