Как я получала водительские права в Америке

23 октября 2019, 09:03

С теорией все просто: изучаешь правила штата, дальше в приложении на телефоне тренируешься проходить пробные тесты и затем сдаешь экзамен в ближайшем отделении DMV

«Ты откуда, из Германии?». Я сдавала экзамен по вождению, и мой инструктор-непалец оказался на удивление разговорчивым. «Нет, я из Украины», — не поворачивая головы, ответила я.

Видео дня

Уровень стресса и без того зашкаливал. Я нервно про себя повторяла мантру «следить за знаками Stop-не превышать скорость-смотреть на зеркала». Внезапно инструктор ответил по-украински: «Добре, добре», — и окончательно сбил меня с толку.

Потом мы говорили о жизни в Америке, а еще он посоветовал мне поворачивать увереннее («потому что другие водители могут раздражаться»). В конце концов, экзамен я таки сдала. И наконец почувствовала себя полноценным, не «бесправным» человеком в США!

О том, что, в отличие от Европы, за пределами крупных городов часто и в самих городах) в Соединенных Штатах почти не существует общественного транспорта, я узнала только после переезда. И у меня не просто не было машины и водительского удостоверения — я вообще ни дня не провела за рулем. Учиться пришлось уже здесь.

Автошколы — для нарушителей

Чтобы получить права в США, необходимо сдать теоретический экзамен и практику вождения. При этом автошколы (driver's clinics) взрослым посещать не обязательно, но туда на «переаттестацию» отправляют злостных водителей-нарушителей. Зато немало американских подростков часто обучают вождению их родители, потому эти навыки у них с ранних лет.

С зарубежными водительскими правами в США можно ездить лишь несколько месяцев

С теорией все просто: изучаешь правила штата, в котором сдаешь экзамен меня — Вирджиния), далее в приложении на телефоне тренируешься проходить пробные тесты, и потом сдаешь экзамен в ближайшем отделении DMV (Department of motor vehicles — департаменте по транспортным средствам).

Конечно, в очереди на подачу документов приходится отстаивать по несколько часов, но это оказалось простым этапом. Из 35 вопросов я сделала только одну ошибку в нетипичной для Украины ситуации: «Если сбиваешь оленя на дороге, куда сообщать?». Я почему-то ошибочно выбрала не полицию, а DMV.

А вот вся сложность была в том, чтобы, собственно, научиться водить. У меня было с десяток «уроков» по часу-два от совершенно разных «учителей» — друзей, коллег и знакомых с авто, разными по возрасту и габаритам.

Экзамен — только на собственном авто

Непросто было найти и «волонтера», который бы согласился дать мне свою машину на полдня, чтобы сдать экзамен. В Америке в DMV для этого нет специальных машин — надо приехать на собственном авто, арендованное не разрешают. Мне повезло, мой друг как раз перед моим экзаменом приобрел новенькую SUV и согласился помочь.

На экзамен стоит записаться по телефону. Но многочасового ожидания в DMV все равно избежать невозможно: в одной очереди получаешь номер, потом ждешь, пока вызовут подавать документы в конкретное окошко. Там проверяют зрение, делают фото и отправляют ждать, пока освободится инструктор.

Хотя многие услуги американские государственные учреждения предоставляют онлайн, бюрократическая волокита в DMV остается предметом насмешек. Лучше всего атмосферу передает анимационный фильм Зоотрополис, где в учреждении работают ленивцы.

Собственно экзамен продолжался 10−15 минут и оказался на удивление простым. Выехать со стоянки, проехаться по улице, сделать несколько поворотов на светофоре, вернуться. Никаких параллельных парковок, сложных маневров, выездов на скоростную трассу (highway). О том, что в правовом государстве ни о каких взятках речи быть не может, думаю, не стоит даже говорить.

Без автохамов на дорогах

Хотя у меня пока нет необходимости покупать собственную машину, наличие водительских прав подарило мне невероятную свободу передвижения. Сейчас я уже «накатала» более тысячи миль, преимущественно во время путешествий. А в некоторых частях страны, таких как Техас или Пуэрто-Рико, я бы вообще не смогла почти ничего увидеть, не имея возможности арендовать авто.

В Украине я сидела за рулем лишь дважды. Но коллеги и знакомые настаивают, что американские водители гораздо воспитаннее и спокойнее. Могу подтвердить, как пешеход и пассажир, что в США я чувствую себя гораздо безопаснее.

По моему опыту в Америке водители чаще пропускают друг друга, преимущественно позволяют менять полосу, не подрезают и не объезжают по тротуарам пробки. А если водитель поздно затормозил на красный и выехал за стоп-линию или на «зебру», то он зачастую «сдает» назад, чтобы не мешать пешеходам перейти дорогу.

Интересно также, что стиль вождения отличается в разных штатах. Например, по-моему, на восточном побережье в основном все едут и медленнее, и спокойнее, чем на юге. Также от штата зависит лимит скорости на трассах — от 60 миль (97 км) до 85 миль (137 км) в час — в Техасе.

Найти десять отличий

В целом американские правила дорожного движения несколько отличаются от европейских. Например, многие знаки обозначены не символом, а словами: вместо «кирпичи» — надпись «не въезжать» (Do not enter), не человечек с лопатой, а надпись «дорожные работы» (Road works).

Поворачивать направо здесь можно даже на красный свет, если нет пешеходов и запрещающих знаков. А на некоторых нерегулируемых перекрестках срабатывает правило: кто первый подъехал, тот в приоритете. Даже цвет светофора, позволяющий переходить дорогу пешеходам — белый, а для движения машин — привычный нам зеленый.

Кстати, с зарубежными водительскими правами в США можно ездить лишь несколько месяцев, в зависимости от штата, а чтобы получить американское удостоверение, необходимо сдавать практический экзамен по вождению, даже если у водителя много лет опыта.

Также любопытно, что максимальные затраты на автомобиль в США может составлять страховка — в среднем $120 в месяц. А вот бензин в Америке очень дешевый — $2−3 за галлон (3,8 литров). И расход топлива американцы измеряют не «количеством литров топлива на 100 километров», а «количеством миль, которые машина проедет на одном галлоне топлива».

А еще американцы непривычны к механической коробке передач, зато больших автомобилей — от SUV и пикапов до фур — на местных дорогах гораздо больше, чем в Европе. Также здесь значительно шире полосы, особенно на автострадах.

Колонка опубликована в блогах на сайте Украинской службы Голоса Америки. Мнения, высказанные в рубрике «Моя Америка», передают точку зрения самих авторов и не отражают позицию «Голоса Америки»

Опубликовано с разрешения автора и издания

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X