Так будет не всегда. В чем Киев опережает Амстердам

28 сентября 2021, 08:55

Наслаждайтесь тем, что отечественная сфера услуг борется за каждого клиента

Амстердам — тот европейский город, вайб которого мне очень близок. В столице Нидерландов мне нравится все: архитектура, люди на улицах, каналы, кофейни и, конечно же, события, которые со мной там произошли. Именно в Амстердаме я сделал предложение своей жене Лере.

Видео дня

Но как предприниматель в поездках я обращаю внимание не только на городские достопримечательности. Больше всего мне в глаза бросается местный бизнес, нюансы его работы и те услуги, которые он предоставляет. Во время очередного путешествия я заметил некоторые сходства и различия между украинским и европейским предпринимательством — этими наблюдениями сейчас и поделюсь.

Креатив

Украинский бизнес зачастую менее креативный. Тут я имею в виду дизайн. У нас есть обалденные бренды с очень крутыми пространствами, которые либо на уровне, либо даже лучше европейских, но их крайне мало. Я в абсолютном восторге от того, что делает Слава Балбек. В его пространствах присутствует именно тот вайб, о котором я говорил вначале.

Но в Амстердаме таких мест только в одном квартале может быть полтора десятка. Ты видишь кофейню, и ее хочется съесть. В ней может быть идеально все, начиная от интерьера и заканчивая тем, как стильно выглядит бариста. Если бы в Киеве весь центр города был таким, как улица Рейтарская, мы бы по креативу приблизились к уровню Амстердама. Впрочем, мы растем. Европейские столицы развивают предпринимательство уже сотни лет, а мы начали не так давно, и у нас еще все впереди.

Сервис

Мы должны гордиться украинским сервисом. Не так давно об этом писал Андрей Федорив, и тут я с ним абсолютно солидарен. За последние 10 лет наш сервис вырос просто фантастически.

Я никогда не ругаюсь в тех заведениях общепита, где меня плохого обслуживают — не вижу в этом смысла. Я уже пришел, уже сел за стол, и если мою еду будут долго нести, то я не стану устраивать сцен, просто в следующий раз в это заведение не приду.

Ни в одном из ресторанов, которые мы посетили в Амстердаме, нас хорошо не обслужили

Ни в одном из ресторанов, которые мы посетили в Амстердаме, нас хорошо не обслужили. Официанты забывали части заказов, вовремя не подходили, а 20 минут, проведенные за столом в ожидании меню, здесь считаются вполне обыденной ситуацией. Самое интересное, что клиенты даже не пытаются выяснять, почему так долго, просто относятся к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. Количество гостей в заведениях Амстердама настолько велико, что от потери пары недовольных они вообще никак не пострадают и пустовать не будут. У нас же число людей, которые могут себе позволить проводить время в ресторанах, ограничено.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Мне кажется, что украинский сервис — это пример того, как ученик превзошел учителя. Когда у нас начинали работать над сервисом в сфере услуг, у европейцев он был уже на очень высоком уровне. Но за прошедшие годы мы не просто дотянулись до Европы, а и обогнали ее. Для нас долго ждать меню, заказ или чек — это редкость. Весь персонал отлично натренирован. На мой субъективный взгляд, амстердамский сервис на порядок уступает киевскому.

Чистота

В большинстве случаев, независимо от ценников, украинские заведения общепита заметно чище европейских. В Киеве в залах, как правило, идеальная чистота, в отличие от Амстердама. Почему так? Потому что во втором случае от чистоты в помещении никак не зависит посещаемость. Люди будут продолжать приходить, даже если будет не очень убрано.

Отели

Амстердам считается одним из самых привлекательных городов для туристов. Средняя заполняемость амстердамских отелей до пандемии было около 90%, киевских, для сравнения — 60−65%.

Такая популярность привела к появлению тысяч гостиниц. К слову, штаб-квартира известного сервиса booking.com тоже находится в Амстердаме. В этом городе есть множество как больших сетевых отелей, так и маленьких, креативных, уютных локаций.

В Киеве намного меньше красивых и концептуальных мест. Сейчас они начали появляться, но их по-прежнему ничтожно мало. Мне кажется, что украинской столице страшно не хватает таких прекрасных отелей как, например, Bursa, которую открыл Василий Гроголь.

Украине, чтобы стать страной, способной предоставить качественные и креативные отельные услуги, необходима крепкая экономика. К примеру, у нас не может быть рентабельным all inclusive, как в Турции, где сезон длится шесть месяцев в году. На юге нашей страны летний сезон длится два месяца — даже не три.

По опыту моего отеля, большинство туристов в Одессе в последние годы — украинцы, а их отпускной период выпадает как раз на два месяца, июль и август. Сразу после длинного уикенда на День Независимости количество туристов падает в два раза. И при составлении финансовой модели all inclusive отеля в Одессе инвестор должен понимать, что 95% заполняемость будет только в июле и августе, в июне — около 70%, а в мае — не более 50%. Впрочем, если кто-нибудь все же рискнет открыть такой отель на юге Украины, я буду только счастлив.

В целом, сравнивая Киев и Амстердам, могу сказать, что мы выигрываем в том, что не зависит от прибыли. Сервис и чистота — это про стандарты и подходы наших предпринимателей. Наслаждайтесь тем, что отечественная сфера услуг борется за каждого клиента. Так будет не всегда.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X