16 вещей, которые я говорю своему сыну. Блог Светланы Ройз

17 августа 2017, 02:29
Цей матеріал також доступний українською
Задача родителя не просто «дать образование и профессию», а помочь ребенку быть в контакте с собой

__72
__72 Фото:

Где-то в конце июля мы с Мишей ехали в такси, и он, что-то доставая из рюкзака, вдруг обнаружил табель.

— Да, мама, кстати, вот мой табель. В рюкзаке лежал. Хочешь посмотреть?

Видео дня

Я со стыдом поняла, что с окончанием года сына поздравила, но совсем не спросила об оценках.

— Сам доволен?

— Могло быть и лучше... Мама, ты хочешь, чтобы у меня были знания или тебя интересуют цифры? Меня и одноклассники спрашивают, почему я не борюсь за оценки, но я не хочу вкладывать свою жизнь в цифры. А предметы я знаю. Или выучу. Знания у меня есть.

Я безмерно уважаю сына. Во многих своих качествах и проявлениях он покруче многих взрослых. И мне так жаль, что выпускной класс, целый год школьной жизни будет полностью посвящен цифрам, потому что ВНО, потому что баллы, потому что поступление. И от этого — ощущение бессилия и злости одновременно.

Меня так много раз за последние месяцы спрашивали (в связи с "публичными" достижениями сына, а их же много непубличных): «А как вы мотивируете сына, а что вы ему говорите о школе, а как вы выбирали для него школу, а как вы относитесь к поступлению в институт?»

Я уверена, что написанное ниже подойдет не для всех. Думаю, многое вообще прозвучит непедагогично. Вообще я «сложная, неправильная мама», и совсем не пример. Хоть и очень любящая.

Я доверяю твоему пути и твоему потенциалу. И ты мне «не должен быть успешным»

Так вот, идеальных школ нет (точнее, пока нет). Сын учился в трех школах. Каждая нужна была для его внутренних задач: начальная школа — для адаптации, для включенности в процесс обучения и безопасности, средняя - с большим акцентом на коммуникацию, а не на академические знания, для уверенности в себе; старшая — время осознанного выбора направления, погружение в процесс учебы, выбор профиля.

То, что сын слышит от меня и, надеюсь, ощущает это:

1. Я на твоей стороне. Всегда.

2. Я тебе доверяю. (Во всяком случае, очень этому учусь.)

3. Я уважаю твой выбор и решения (если это не вредит безопасности, здоровью и жизненности).

4. Так же, как я уважительно стучусь в твою комнату, я бережно «стучусь», не врываясь, в твои интересы. Мне искренне важен твой мир и движение, но я уважаю твое «Стоп! Я не хочу об этом говорить, я хочу побыть сам».

5. Ты знаешь, что всегда можешь рассчитывать на мою поддержку или понимание. Но есть вещи и правила, в которых я непреклонна.

6. Ошибаться можно!

7. Прививка от высокомерия: таланты, красота, ум - это дары Бога и генов, а вот то, как мы это развиваем, используем, проявляем — это уже наше достижение.

8. Я сфокусирована не на оценках. На интересе. На движении. Да, время от времени я говорю с учителями, спрашивая, есть ли то, во что мне важно включаться, чего я не вижу. Ты знаешь, что я в контакте с твоим целым многогранным потенциалом, а не просто с субъективными оценками. Но есть то, на чем я сама прошу сфокусироваться.

9. Я прекрасно понимаю, что 19 предметов в профильном выпускном классе осилить невозможно и не нужно. Моя задача не заточить тебя на "оценочную конкуренцию" и постоянное поддерживание "гениального" имиджа, а помочь остаться в контакте с сильными сторонами и с "нутром".

10. Я очень хочу, чтобы школа не занимала 100% времени и сил. Всегда должно быть то место или то занятие, которое могло бы быть ресурсным.

11. В этом возрасте очень важны друзья. Мне важны твои отношения. (Несмотря на легкость контактов в соцсетях, наши дети все-таки часто одиноки. И иногда отношения и контакты важнее, чем сидение за учебниками. Отношения часто в этом возрасте дают опору для дальнейшей реализации.)

12. Во многом я совершенно не пример, но ты точно видишь, как я все время учусь, затачиваюсь и перезатачиваюсь.

13. У тебя большая степень свободы и доверия, но раз в день, чем бы ты ни занимался и как далеко бы ни был, мне важно услышать или прочитать в смс: «Все хорошо, я поел и в шапке».

14. Мы никогда не предугадаем, какие именно знания, навыки, стратегии, встречи пригодятся нашим детям. Я очень верю, что чем больше у нас компетенций, умений, тем шире наш потенциал, тем мы многогранней. И я верю, что не обязательно выбирать профессию одну - одно образование на всю жизнь. Их может быть много. И каждая «раскроется и раскроет» нас в свое время. Но учиться ради очередного «красного диплома» и учиться ради кайфа учиться - совершенно разные вещи.

15. Я могу предлагать разные направления развития, но выбор за тобой и ответственность за выбор в большей степени уже на тебе. Я точно не буду настаивать на какой-то из специальностей. Я доверяю твоему пути и твоему потенциалу. И ты мне «не должен быть успешным».

(В теме поступления в институты много напряжения, собственных родительских травм и страхов. И очень важно что-то делать со своей тревогой, отделять свою личную историю от истории ребенка. И важно понизить глобальную значимость самого этого действительно важного факта.)

16. Вот этот пункт может вызвать много сопротивления. Если вдруг ты решишь в этом году не поступать в институт, отстояться и вызреть, это нормально. Но это не самый лучший вариант. Лучше не терять год и «учебную компетенцию», учебный разгон.

Ну и самое главное: я очень верю в то, что у каждого свой потенциал и свои задачи в нем. Он обязательно проявится и раскроется. У каждого в свое время. Но важно помнить, что они у нас и наших детей разные. И задача родителя не просто «дать образование и профессию», а помочь ребенку быть в контакте с собой.

Текст публикуется с разрешения автора

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Оригинал

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X