Хватит умничать. Письмо родителям школьников

13 августа 2020, 00:51

Если вы говорите ребенку, что он личность, а потом орете на него, вы делаете еще хуже, чем если бы не говорили ничего

Здесь будет всего шесть пунктов. Не правил, а просто пунктов, которые вы сами можете проверить, проанализировать, понять. Просто подумайте над этим, если можно.

Давайте вернемся в детство.

Видео дня

Вспомните, чего вам хотелось в те годы, пожалуйста. Серьезно. Это еще не пункт, просто первое упражнение. Напишите на маленькой бумажке, и пусть она попадается вам на глаза в течение года. Если вашему ребенку 13 — постарайтесь (вы же толковый) вспомнить именно этот возраст.

Сейчас в нашей школе проходит много собеседований, и моя функция — объяснить родителям, что мы плотно работаем с семьей, чтоб наладить комфорт ребенка в обучении. Я объясняю, что без родителей мы не сможем помочь, что приход к нам изменит привычный уклад, и чаще всего трудно именно родителям, а детям — чудесно. Все кивают головой, говорят: «Да, да, мы хотим, чтоб ребенок был счастлив», — но… К нам не часто приходят те, кто абсолютно счастлив (ведь они не ищут лучшей жизни, а живут ее). Как правило, мы получаем детей, которые сменили несколько школ, и их родители все еще пытаются в разной степени помочь ребенку найти учебное заведение, где хорошо. Это мой вклад в школу. Я дислексик безграмотный — поэтому учить детей мне нельзя. А вот передать опыт родителя получается. Все, перечисленное ниже, я делала и в какой-то степени продолжаю делать. Но очень стараюсь не делать.

Сами родители являются неотъемлемой частью проблем ребенка

Несмотря на желание дать лучшую жизнь ребенку, практически все родители (или кто-то из семьи) не понимают своих детей и пытаются изменить жизнь ребенка по внешним признакам — меняя школу. Но сами родители являются неотъемлемой частью проблем ребенка. Верите или нет, но это так.

1. Ты — бестолочь

Не в моих интересах, как основателя школы, говорить о том, что боль ребенка лежит не в школе, а в домашних расстановках, где ребенок обесценивается родителями. Неосознанно, незаметно, из лучших побуждений. Мне, конечно, выгодно говорить, что мы все исправим после плохих школ, вдохновим, зажжем и будем развивать ваше чадо — но если вы напоминаете ребенку, что дочь тети Люси лучше, или вы в свое время уже огого, это говорит лишь о том, что вы искалеченный взрослый, который по сей день не простил родителей и теперь соревнуется с собственным ребенком. И мы будем танцевать вальс — где в школе ребенок делает два шага вперед, а дома один назад. Это мучительно.

2. Ребенок не виноват, что он — ребенок, а вы — его родитель

Ребенок — это молодой человек со своим ритмом развития, восприятия, биологическими возможностями, которые диктуют поведение, желания и привычки. Он в этом не виноват, как и беременная не виновата, что хочет селедку и конфету одновременно. Поймите уже это. Настроения, заторможенность, неуклюжесть — это особенности развития человека на данном отрезке его развития. Не издевайтесь над ребенком своим воспитанием из СССР.
Он вас, такого успешного, себе не выбирал. Ему было бы достаточно, кого-то менее успешного, но более любящего и понимающего. Да, вы достигли высот (и ведь тоже не бог весть каких), через боль и кровь, но это не значит, что ваш ребенок не станет успешнее и счастливее вас, возможно другим путем. Может, он не будет булить своих детей и уже будет лучше вас.

3. Пример

Еще один момент, где современный родитель дает серьезный сбой. Если вы говорите ребенку, что он личность, а потом орете на него, вы делаете еще хуже, чем если бы не говорили ничего. Ребенок начинает думать, что личность — это человек, который выражает себя и получает за это по ушам.

Мы всегда знаем, когда родители неуважительно общаются, хоть на людях они и пытаются быть другими. Их ребенок общается в точности так же, как и родители. На двухчасовых собеседованиях родители начинают и спорить, и пытаться обвинить другого родителя в провалах — но все это поправимо. Ребенок вас обожает и будет повторять все за вами. Если вы сидите в телефоне, а не читаете книги, но при этом рассказываете ребенку, как надо читать — ничего не будет. Если едите бутерброды, а ему подсовываете супчики — не рабочий вариант.

4. Свободы и уважение

Когда наши ученики сообщают нам, что они тоже личности, я люблю им напоминать о том, что свободы одних заканчиваются там, где начинаются свободы других. О том, что демократия — это не про то, чтобы делать, что хочется. И что «нет» значит «нет». Границы, свободы, уважение очень важны в воспитании детей. Из людей, уважающих свои и чужие границы, получаются отличные родители, и дети их тоже прекрасные. Поэтому каждый имеет право на свободу, которая не нарушает границы уважения. Там нет места манипуляциям, шантажу и торгу. Просто уважение. Стучите к ним в комнату и не берите их вещи без спроса.

5. Я очень за тебя переживаю. Я — жертва

Родители, которые ночами делают домашние задания со спящими детьми, ведут игру, где они еще хотят быть отличниками. В нашей школе нет домашних заданий, но тревожные родители иногда начинают терроризировать преподавателей вопросами по домашнему заданию — это связанно с тем, что отцы и матери, ведущие свою активную социальную жизнь, переодически вспоминают, что нужно быть хорошим родителем, и начинают мучать учителей и детей своим интересом к учебе. И чем реже родитель об этом вспоминает, тем интенсивнее этот запрос. Мамы часто хотят, чтоб их асоциальные дочери имели много подруг и были более «девочковыми и добренькими». Но о том, чтобы быть отличником в 45 или мамой милой девочки, лучше всего поговорить со своим психоаналитиком и оставить ребенка в покое.

6. Выбор будущего

Я думала не писать это письмо, но утром говорила со знакомым, который рассказал, что его родители не поддержали его в стремлении быть пианистом и он теперь занимается управлением. Он счастлив вроде бы, но в его настроении я уловила боль. Ситуация более чем типичная. Большинство людей, которых я знаю, выбирали профессию согласно родительским ситуативным раскладам и со временем либо оборвали навязанное обучение, либо работают не по профессии. А следовательно плохо не то, что они не получили квалификацию, а то, что годы в университете были высокосоциальны и низкопрофесиональны. Получается, в универах люди учились софт скилам, что не плохо, но ведь потенциал был к куда большему. Мимо прошел интеллектуальный серф по предмету, возможность развиваться в знаниях, изобретать и становиться первопроходцем.

И самое главное: за свою жизнь современный человек сменит около пяти профессий. Скорее всего, наши дети будут работать теми, кем мы даже не представляем себе. Поэтому хватит уже умничать.

Давайте просто признаем, что они уже лучше нас и лучше знают, что, куда, когда и зачем. И сконцентрируемся на любви, которой мы обязаны их окружить. Только она — главное удобрение для успешного человека.

А я продолжаю исправлять свое детство, создавая проекты для детей.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X