Жизнь - это боль. Рецензия на черную комедию про фигурное катание - Я, Тоня

7 февраля 2018, 14:34

Существует отдельный подвид фильмов: про обратную сторону американской мечты.

Это когда вместо сказки из серии “через тернии к звездам” нам показывают реалистичную историю из серии “через тернии обратно на дно”. В украинский прокат как раз выходит такая история – черная комедия Я, Тоня.

Видео дня

Снял ее режиссер Крейг Гиллеспи – всеядный постановщик, в послужном списке которого есть и ремейк вампирской классики (Ночь страха), и остросюжетная драма про моряков (И грянул шторм), забавный фильм про одинокого эксцентрика (Ларс и настоящая девушка), и несколько картин на спортивную тематику (Рука на миллион, Мистер Вудкок).

Сюжет

70-е, Портленд, Орегон. 4-летняя девочка по имени Тоня Хардинг под мягким контролем своей учительницы Дианы Роулинсон и под диктаторским надсмотром своей матери Лавоны начинает заниматься фигурным катанием. Лавона серьезно настроена сделать из своей дочери чемпионку, вывести ее и себя заодно из нищеты.

Тоня делает успехи и постепенно становится одной из лучших фигуристок США. Вот только замечать ее никто не хочет: мешает происхождение и та самая бедность. Судьи на соревнованиях попросту игнорируют Тонины достижения и тот факт, что она сильнее своих соперниц. По словам тренера Дианы виноваты сшитые на скорую руку костюмы и агрессивное музыкальное сопровождение.

Тем не менее напору фигуристки противостоять тяжело, особенно после того, как она умудряется первой в истории сделать два тройных акселя (это очень сложно). Казалось бы, путь к славе и наградам открыт, но дает о себе знать характер Тони, усугубленный тяжелой жизнью, плюс – в дело вмешивается ее муж Джефф вместе со своим придурковатым другом Шоном.

Они придумали совершенно убогий план по спасению Тониной карьеры. В него входит устранение главной конкурентки. Все, конечно же, летит в тартарары.

Сценарий и драматургия

Хоть в послужном списке Крейга Гиллеспи и есть околоспортивные драмы, фильм Я, Тоня – все-таки первая работа режиссера в жанре черной, на грани с горьким сарказмом, комедии. И справляется он с этой довольно сложной и густонаселенной историей отлично.

Безусловно, здесь не обошлось без моментов. Например, вторая половина фильма сильно отличается от первой своим ритмом. В ней происходит слишком много событий, и режиссер по мере сил пытается справиться с этим потоком. Получается немного скомкано. Но опять же история сложная и густонаселенная. Причем в основном идиотами. И Гиллеспи выбирает самый сложный путь: показать все максимально подробно. Что не может не вызвать уважение.

Взяв курс на событийность, режиссер снял смешную и одновременно трагичную сказку о том, что американская мечта доступна далеко не всем. Причины две: представители высшей лиги очень неохотно принимают в свои ряды людей из низшего сословия, и самое главное – люди сами себе все портят.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Размышления об истоках поведения одних и других Гиллеспи, предоставив факты, оставляет на суд зрителя. Соответственно, критика классового общества проходит у режиссера по касательной. Она предала бы фильму излишнюю тяжесть.

Гиллеспи концентрируется на персонажах и рассказывает свою историю от их лиц. Солирует Тоня Хардинг. Было бы странно, если бы она вдруг стала философствовать на тему неравенства. В жизни Тони были заботы поважнее и не требующие отлагательств. Да и в колледж она не ходила.

Через ее историю проглядывает суровая правда жизни. Крейг Гиллеспи же не то чтобы что-то приукрашает, он просто фиксирует и подсвечивает эту историю юмором.

Картинка и актеры

В рассказе от первого лица актеры играют важнейшую роль. И в центре здесь 27-летняя Марго Робби. В ее интерпретации образа Тони Хардинг сквозит вся несправедливость и боль жизни. А еще сила бороться и идти дальше. Тоня упрямая, диковатая, но не сломленная. Она – человек, против своей воли окруженный жестокими и недалекими людьми, которые постоянно чего-то от нее хотят.

За персонализированную жестокость в фильме отвечает Эллисон Дженни, играющая мать Тони Лавону. Даже в самых тяжелых моментах она не изменяет себе и остается максимально недружелюбной и разочарованной. Трагедия Лавоны заключается в том, что она слишком обозлена на жизнь. Настолько, что это фатальным образом отразилось на их отношениях с дочерью. Отличие же Лавоны и Тони в том, что последняя, несмотря ни на что, продолжает верить в людей и надеяться.

У идиотизма в фильме Гиллеспи два лица – это бывший муж Тони Джефф и его друг Шон. Нет большего препятствия на жизненном пути, чем человеческая глупость. Они как раз отвечают за это препятствие. Выбранные Гиллеспи реалистичная манера и истеричный тон повествования лучшим образом гармонируют с игрой актеров.

Я, Тоня – вердикт НВ

8/10

Возможно, фильм Я, Тоня стал бы лучше в несколько сокращенном виде. Дополнительная работа в монтажной и вырезанные в последствии минут 20 экранного времени ему бы не помешали. Здесь есть, например, совершенно ненужные сцены с Бобби Каннавале – то ли репортером, то ли телепродюсером.

С другой стороны, видно, что все, что хотел сказать Крейг Гиллеспи, он сказал. История Тони Хардинг у него предстает не масштабной трагедией, а горькой и смешной притчей. Тем не менее, вывод, насколько это возможно, положительный: лучше никогда не отчаиваться и двигаться дальше. Банально, конечно, но стоит учесть, что сама Тоня Хардинг после вынужденного ухода из фигурного катания стала профессиональным боксером. Довольно успешным.

Я, Тоня

I, Tonya

Черная комедия

2017 год

США

Режиссеры – Крейг Гиллеспи

В главных ролях: Марго Робби, Эллисон Дженни, Себастиан Стэн, Джулианна Николсон, Кэйтлин Карвер, Пол Уолтер Хаузер, Бобби Каннавале и другие.

Большой кризис маленького мужчины. Рецензия на фантастическую трагикомедию с Мэттом Дэймоном - Уменьшение

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо НВ
X