Шесть тезисов о женской сексуальности: дискуссия Сети DOCU/CLUB с психологом, социологом и поэтом

18 марта 2021, 20:55

Почему в украинском обществе царят двойные стандарты относительно выражения женской сексуальности, а свободная беседа о сексе вызывает так называемую «моральную панику»?

Об этом модератор киноклуба от Сети DOCU/CLUB Елизавета Сокуренко поговорила с психологом Оксаной Ефремовой, социологом Еленой Стрельник и поэтом Остапом Сливинским после онлайн-показа документальной картины Венеры во время HeForShe Arts Week 2021.

Видео дня

Венеры — это датская документальная лента с историями-интервью реальных женщин, которые рассказывают о своем сексуальном опыте, психологических травмах и отношении к своему телу.

Когда женщина говорит о своих сексуальных потребностях публично, консервативное общество начинает морализировать и травить

Елена Стрельник: «Я убеждена, что право женщины говорить о себе, о своих потребностях — это крупнейший результат сексуальной гендерной революции.

Вспомним недавний скандал с уже экс-помощницей председателя ЦИК и блогером BadMama Анжелой Еременко, которая уволилась после поста о секс-игрушке на личной странице, а в социальных сетях получила взрыв травли.

Как социолог, я понимаю основные социокультурные триггеры этого «взрыва». Первое — о сексе мы не привыкли говорить в публичном пространстве. Второе — от людей, которые работают на государство, общество требует определенных критериев «морального образа». Третье — женщина осмелилась в довольно консервативном обществе вслух говорить о себе, как человеке, у которого есть нужды, в том числе сексуальные. И эта манифестация женской сексуальности вслух разозлила окружающих.

В начале марта социологическая группа Рейтинг обнародовала исследование Гендерные роли и стереотипы. Оказалось, что женщины, даже чаще мужчин считают, что «для мужчин секс важнее, чем для женщин». То есть «правильная женщина» точки зрения общественных ожиданий) якобы не должна манифестировать свою сексуальность".

Единственное разрешенное обществом проявление женской сексуальности в Украине — это «соблазнить мужчину»

Елена Стрельник: «Одна из героинь документального фильма Венеры говорит «я не знаю, как быть сексуальной, но знаю, как это для моего парня», — и это женщина из скандинавской страны. То есть часто единственное «разрешенное» выражение женской сексуальности — это «соблазнить мужчину».

В патриархальном обществе «разрешенных» проявлений женской сексуальности еще меньше. Во-первых, это женское тело в рекламе, как инструментализация телесности. Во-вторых, это конкурсы красоты, где девушки чуть ли не с детского сада тоже определенным образом принуждаются к выражению сексуальности. Это все.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Однако практика разговоров о своем теле и его проявлениях, таких как беременность, менструация, грудное вскармливание, в обществе табуированы. В результате это ограничивает и разрешенные проявления женской сексуальности. То есть мы воспринимаем обнаженное тело на билборде как норму, а маму, которая может кормить ребенка в публичном пространстве грудью, — мы стыдим и стигматизируем.

Но понятие сексуальности тесно связано с отношением к собственной телесности, и меняется с возрастом и после определенных этапов в жизни, как роды, взросления и прочее".

Кадр из фильма Венеры
Фото: Кадр из фильма Венеры

Библия не называет Марию Магдалину «блудницей», так ее трактует патриархальное общество

Остап Сливинский: «В фильме Венеры от одной из героинь прозвучало, что «она прочитала Библию слишком рано, и это ее сексуально заблокировало» — это важный момент. Например, в Новом и Ветхом Завете, у женщин очень скромные и абсолютно «инструментальные» роли «хранительницы домашнего очага».

Яркий пример патриархальной интерпретации библейского сюжета — о Марии Магдалине. если спросить «рядового/-ую» христианина/-ку, то абсолютное большинство ответит, что она была блудницей до того как стать приближенной ко Христу. То есть грешницей, которая «грешила» телом, хотя об этом прямым текстом нет в Новом Завете ни слова.

Такая патриархальная интерпретация сознательно или бессознательно стигматизирует женскую сексуальность. И это до сих пор влияет на наше поведение и воспитание наших детей, потому что мы преимущественно христианское общество".

Образовательная система не просто дает информацию, а формирует модель «нормального поведения», в частности гендерного

Елена Стрельник: «Реакция общества взрывная, когда сочетаются темы детей, гендера и секса. Те, кто придерживается идеи свободного обсуждения секса, пока проигрывают.

Министерство образования и науки уже утвердило типовые образовательные программы для детей. Там есть место для обязательного этического курса, который очень вероятно может стать курсом религиозного направления.

Например, я была одной из тех экспертов комиссии, которые делали аудит учебника Адриана Буковинского Основы семьи, где речь идет не о взрослых, а о детях. Там прямым текстом указаны многие вещи вроде «использование контрацепции является противоестественным».

(9 апреля 2020 комиссия позволила восстановить учебник при условии, что автор внесет необходимые изменения и переиздаст пособие, после коллективных и индивидуальных обращений родителей и народных депутатов).

Стоит понимать, что школьное образование важно, но оно потеряло монополию на производство знания, — родители могут сами выбрать ту литературу, которая лучше подходит их детям".

Кадр из фильма Венеры
Фото: Кадр из фильма Венеры

Женская и мужская сексуальность — две стороны одной медали

Оксана Ефремова: «Когда мы разделяем сексуальность по гендерам, появляется флер загадочности. Если убрать половую принадлежность, и посмотреть, что такое сексуальность в целом, то вопросов о загадочности будет меньше.

Когда есть контакт с человеком, ты снимаешь всю свою «броню», показываешь себя настоящего/-ую. И этот элемент уязвимости как психологическая составляющая близости присутствует и у женщин, и у мужчин. Добавляем элемент гендера — сразу появляется ожидания «женщина должна быть хрупкой, слабой».

Остап Сливинский: «Я согласен, когда мы маркируем сексуальность гендерно, то упираемся в искусственно созданную «загадочность» и стереотипы относительно «женской» и «мужской» сексуальности.

Уже прозвучала тема стереотипа, бытующего среди многих женщин — «мужчинам нужен секс», потому что они «умрут без ежедневной дозы секса», а женщина должна эту дозу обеспечить.

Это отражение женщинами мужского стереотипа, характерного для подростковой мужской социализации: «настоящий мужчина — это секс-машина». В подростковом мужском обществе разговоры о сексе ведутся в определенном ключе: а именно агрессивная инструментализация и объективация женщины. И хотя мужчины являются авторами этого стереотипа «настоящего мужчины», они от этого тоже страдают, потому что должны отвечать ожиданиям агрессивной маскулинной сексуальности".

Свободное обсуждение секса в Украине вызывает у людей «моральные паники» *

* моральная паника теории социологии) — это распространенный страх, чаще всего иррациональный, кто-то или что-то является угрозой ценностям, безопасности и интересам общины или общества в целом

Елена Стрельник: «Мы должны понимать, что сексуальная революция пришла в Украину значительно позже по сравнению с остальным миром. Лишь в начале 90-х годов мы начали получать первую информацию, а женщины — доступ к качественной контрацепции. Поэтому нам нужно больше времени, чтобы начать свободно говорить на тему секса».



Просмотр и обсуждение документального фильма Венеры — одна из многих событий Сети DOCU/CLUB. Они организуют показы документальных лент со всего мира и дискуссии на тему прав человека с участием экспертов из разных сфер. Следите за Сетью DOCU/CLUB на Facebook, узнавайте, есть ли киноклуб в вашем городе — и присоединяйтесь к просмотру фильмов и обсуждениям.

Проект Сеть DOCU/CLUB — за реформы! финансируется Европейским Союзом и Национальным фондом в поддержку демократии.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо NV
X