Рецензия НВ. Что рассказывает об Америке фильм Земля кочевников, получивший главную награду Оскара

26 апреля 2021, 10:41

Земля кочевников — щемящая история о переживающей кризис женщине, очень похожая на то, что до недавнего времени происходило с Америкой. Лента стала победителем в главной номинации Оскара 2021 года — Лучший фильм.

В 2018 году, получая главную американскую награду в области независимого кино Independent Spirit за роль в фильме Три билборда на границе Эббинга, Миссури, Фрэнсис Макдорманд прямо на сцене сделала заявку на свою следующую работу. Она поблагодарила всех причастных: «Всех моих новых друзей, с которыми я надеюсь поработать в ближайшем будущем, — с парочкой из них у нас уже есть контракт». И добавила, встретившись взглядом с сидящей в зале кинорежиссером Хлоей Чжао: «Хлоя? Да!».

Видео дня

Так началась новая история, созданная двумя знаменитыми американками из мира кино, известными своей подчеркнутой любовью к реализму, — фильм Земля кочевников. Причем Макдорманд предложила основу для сценария картины — документальную книгу американской журналистки Джессики Брудер Земля кочевников: выжить в Америке XXI века, а затем не только сыграла главную роль, но и стала продюсером.

В книге, как и в фильме, речь идет об американцах, решивших бросить оседлую жизнь, переселиться в дома на колесах и отправиться путешествовать по просторам Америки в поисках сезонных работ. Такие решения были по большей части вынужденными: в 2008—2009 годах Америка пережила кризис, многие потеряли работу и, соответственно, средства к существованию. А за накапливавшимися долгами приходили банки, продававшие имущество должников с молотка.

Книга Брудер была слишком объемной, и для киноадаптации ее следовало сфокусировать на одном ключевом персонаже. Так появилась Ферн — героиня, которую и сыграла Макдорманд, а также главная идея фильма — рассказать об Америке, переживающей кризис.

А в сентябре 2020 года на Венецианском кинофестивале, который, помимо прочего, известен как стартовая площадка для будущих лауреатов Оскара, состоялась премьера уже готовой ленты. Там же она получила высшую награду престижного киносмотра — Золотого льва, и там же критики заявили: перед нами одна из лучших работ года с серьезными шансами на главные призы Американской киноакадемии.

Победное шествие фильма продолжилось сначала на кинофестивале в Торонто, а потом и в США, где Землю кочевников поочередно называли лучшим фильмом, а Чжао — лучшим режиссером в различных сообществах кинокритиков и на Золотом глобусе.

В итоге Земля кочевников подошла к Оскаровской церемонии, имея шесть номинаций, в том числе главные, а также твердое убеждение кинокритиков: перед нами один из наиболее важных фильмов, снятых в последнее время.

Кто все эти люди

Макдорманд и Чжао познакомились в 2017 году, когда актриса, будучи на кинофестивале в Торонто, сбежала от журналистов, чтобы просмотреть фильм Наездник, вторую по счету полнометражную работу режиссера. Макдорманд была настолько впечатлена историей молодого ковбоя, получившего серьезную травму головы на родео, а затем поставленного перед выбором — отказаться от придающих смысл его жизни скачек или продолжить участвовать в них на свой страх и риск, — что решила связаться с Чжао и предложить ей снять фильм вместе.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
В КАДРЕ: Кинорежиссер Хлоя Чжао (слева) и актриса Фрэнсис Макдорманд обсуждают съемки фильма Земля кочевников (Фото: Joshua Richards)
В КАДРЕ: Кинорежиссер Хлоя Чжао (слева) и актриса Фрэнсис Макдорманд обсуждают съемки фильма Земля кочевников / Фото: Joshua Richards

Так появилась Ферн, потерявшая сначала мужа, а затем и работу. Оплачивать счета стало нечем, и американка приняла волевое решение — продать то имущество, которое она могла продать, купить за вырученные деньги небольшой грузовик, закинуть в него необходимые и памятные вещи и выехать на бесконечное американское шоссе в поисках работы и новых смыслов жизни.

Во время подработки в одном из распределительных цехов Amazon Ферн встречает женщину по имени Линда, которая приглашает ее на встречу с Бобом Уэллсом — легендарным идеологом таких же, как Ферн, кочевников. Так Ферн прикоснулась к целой субкультуре, сообществу, членов которого экономика вышвырнула на обочину, а они в ответ решили вычеркнуть себя из привычного социума. И вышли из этой истории скорее победителями, чем пораженными.

Для Ферн ее новая жизнь становится свое­образной терапией — способом пережить горе после потери мужа и разрушения привычного уклада.

В фильме Наездник Макдорманд привлек не только сюжет, но и режиссерский принцип Чжао, которая снимает в своих картинах не профессиональных актеров, а обычных людей. Так, в Наезднике многие роли сыграли представители индейского народа лакота, а съемки проходили в настоящей резервации в Южной Дакоте. Главный герой действительно был настоящим ковбоем, еще и травмированным участником родео. Его отец и сестра в фильме были его отцом и сестрой в реальной жизни.

Это не могло не зацепить Макдорманд, всегда выбирающую для себя роли реалистичных персонажей из обычной жизни. Такими были, например, ее Оливия Киттеридж в одноименном мини-сериале HBO, и Мардж из Фарго, и Милдред Хейз из Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури. К тому же актриса известна привычкой появляться на светских мероприятиях гламурного Голливуда без макияжа и в относительно скромном по цене платье, что коренным образом выделяет ее из толпы разного рода кинознаменитостей и придает законченность общему образу.

Также Макдорманд не поголливудски закрыта: она редко дает интервью и не снимается в рекламе. «Я приложила осознанное усилие, чтобы не заниматься прессой и пуб­личностью в течение 10 лет [с момента получения премии Оскар за фильм Фарго], — рассказывает она. — И хотя многие сочли бы это опасным решением в карьере актрисы, оно окупилось именно по тем причинам, по которым я того хотела. Это разъяснило мне, кем я была на самом деле, а также роли, которые я исполняла. Я могла привести аудиторию туда, куда тот, кто продавал часы, духи и журналы, не мог».

По словам актрисы, именно так она попала на съемки Земли кочевников. «Вот почему Хлоя смогла подумать о том, чтобы сделать этот фильм со мной», — говорит Макдорманд.

Неизведанная Земля

Однако с картиной Земля кочевников и Хлоя Чжао, и Фрэнсис Макдорманд вступили на неизведанные для себя территории. Ведь Чжао нужно было впервые соединить документалистику с выдумкой, а звезду мирового масштаба — с лишившимися домов реальными людьми.

«Я определенно хотела бросить себе вызов с точки зрения формы», — говорит теперь режиссер.

Она решила снимать фильм в родном по сценарию городе Ферн — Эмпайр, штат Невада, и на остальном Среднем Западе, где на протяжении шести месяцев проходит основное действие картины.

Что касается привыкшей скрывать свою личную жизнь 63летней Макдорманд, то ей для съемок в фильме пришлось приоткрыться чуть больше обычного. Впервые в карьере она сыграла определенную версию своей личности. Дело в том, что у актрисы некогда была заветная мечта: разменяв седьмой десяток, порвать с Голливудом, сесть в дом на колесах и отправиться в бессрочное путешествие по стране. А роль в фильме Земля кочевников как раз стала реализацией этой мечты.

Чтобы сделать персонаж еще более реалистичным, перед съемками Чжао попросила Макдорманд добавить в реквизит личные вещи. Ими стали тарелки, которые отец подарил актрисе, когда она поступила в колледж, и зеленый раскладной стул, который теперь красуется на постере фильма. По словам режиссера, это помогло создать мир внутри фильма.

«Я замечаю, что фильмы, которые мне действительно нравятся, очень конкретны в таких деталях», — говорит Чжао.

Однако не на все просьбы режиссера Макдорманд ответила согласием. Например, от предложения задействовать в съемках своего сына или использовать фотографию мужа Джоэля Коэна актриса отказалась. «Я должна верить, что это не просто документальный фильм обо мне, — объяснила свой отказ Макдорманд. — Я создала персонажа точно так же, как я создавала себя в 63 года».

Кроме нее в фильме сыграл всего один профессиональный актер — Дэвид Стрэтэйрн. Остальные были теми самыми кочевниками, и это способствовало погружению в их среду, благодаря чему прямо во время съемок рождались идеи для диалогов и для сценария.

Этой ленте мир кино прочил как минимум две статуэтки, причем в главных категориях — Лучший фильм и Лучший режиссер.

Причин называли несколько. Во-первых, миру представлена выдающаяся работа, где личная трагедия становится линзой, через которую показана Америка в кризисный период, а также уникальное сообщество людей, пострадавших от этого кризиса.

Во-вторых, прошлый «пандемический» год существенно сократил количество громких премьер. Не вышли, например, новые работы Стивена Спилберга, Уэса Андерсона, Клинта Иствуда, как и Терренса Малика, а значит, у Чжао оказалось не так много сильных конкурентов.

И втретьих, фильм Земля кочевников — продукт работы двух женщин, режиссера и сценаристки азиатского происхождения Чжао и возрастной актрисы и продюсера Макдорманд. А тонко чувствующие конъюнктуру оскаровские академики вряд ли пройдут мимо этого факта.

Тем временем Чжао уже задумывается о будущем, и следующим ее проектом станет многомиллионный супергеройский фильм Вечные студии Marvel. Продюсеры самой прибыльной кинофраншизы всех времен делают ставку на режиссера из мира малобюджетного независимого кино с тем, чтобы добиться острой жизненной драмы и правдоподобной игры актеров.

Читайте этот материал в журнале НВ — № 12 от 1 апреля 2021 года

Показать ещё новости
Радіо НВ
X