Искусство во время войны. Рецензия на документальный фильм Земля голубая, будто апельсин

30 ноября 2020, 07:45

В украинский прокат вышел фильм Земля голубая, будто апельсин — полнометражный дебют украинской творческой деятельницы широкого профиля Ирины Цилык. Последняя одновременно режиссер, сценаристка, писательница и поэтесса.

И в с виду небольшой (74 минуты экранного времени), но на самом деле широкой душой и смыслами работе Цилык как будто отразился ее внимательный, заинтересованный и добрый взгляд на мир.

Видео дня

А еще перед нами первый украинский фильм, получивший не последнюю премию кинофестиваля Сандэнс (лучшая режиссерская работа в программе мирового документального кино).

1. Сюжет

НВ
Фото: НВ

Лето-зима-лето 2018−2019 годов. Город Красногоровка Донецкой области. Еще Украина, но уже «красная зона» — то есть место, где по состоянию на 2020-й шестой год идет война. Семейство — мама Аня и четверо ее детей — крепят к стене черное полотно — фон для серии интервью. Интервью эти ребята будут брать друг у друга в рамках их небольшого проекта: фильма о войне, которую они пережили.

Параллельно с любительскими съемками, параллельно с войной своим чередом идет жизнь. Заканчивает школу старшая дочь Анны и вслед за своей мечтой едет в столичный ВУЗ поступать на оператора. В гости то и дело захаживает бабушка, мама Ани, которая рассказывает, что растила детей сама, без мужа. И Аня растит своих сама.

То далеко, то близко слышатся выстрелы и взрывы снарядов.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия, картинка

Вслед за названием, ловко подсмотренным Цилык у французского поэта Поля Элюара, режиссер соединяет в своем фильме множество сложных, казалось бы, несмешиваемых тем. Перед нами пятеро человек, в жизни которых мы проникаем. Видно, что их дом — это их крепость, и, несмотря на осадное положение, крепость эта наполнена уютом.

В раковине черепашка (принадлежит она, кажется, младшему сыну), в комнате одна из дочерей занимается на саксофоне, мама накрывает на стол, вокруг бегают многочисленные коты, мальчик снимает их на планшет. Не все имена запомнятся, но за час с небольшим эти люди станут не то чтобы прям близкими, но проникнут в мысли и в память уж точно.

Цилык снимает фильм-наблюдение. Вот одна из дочерей разучивает Аллилуйя Коэна. Вот детская ручка появляется из-за снеговика. Вот на плите стоит чайник. А вот окно тамбура красиво отражается в его стенах. Складки жизни, ее проза становятся здесь поэзией. Жизнь Ани и ее семьи становится поэзией.

Вместе с оператором Вячеславом Цветковым режиссер фиксируют взросление детей и преодоление невзгод всей семьей. Старшая дочь фотографирует своего парня. Именно она мечтает поступить на оператора (и поступит). Снимает его на заброшенных, расстрелянных локациях. Город вообще важная часть жизни их семьи. Это одна из причин, по которым Анна решила не переезжать после начала военных действий. Остальные причины — это пожилые родители, которых не оставишь и дом, как крепость. Эти причины живут в женщине, последствия ее решения живут в них всех.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

И за чаем и приготовлениями к поступлению, в прозе и поэзии жизни не всегда найдется место и время для обсуждения пережитого. Пространством для терапии, в рамках которой Аня, ее дети и ее мама смогут проговорить свой опыт, становится их фильм. Это следующий смысловой пласт картины-наблюдения Цилык, идущий за фиксацией взросления и преодоления — способно ли искусство вылечить раны, нанесенные войной? Стать терапией.

«Война — это когда люди стреляют», — спокойным и серьезным голосом говорит младший сын Ани. «Когда стреляют очень легко определить от нас это или к нам», -говорит старшая дочь. «Изменила ли тебя война?», — спрашивает Анна своего ребенка. И тут впервые за всю эту на самом деле светлую и улыбчивую картину мы понимаем, что да. Изменила и сильно. Вполне возможно, и ребята снимая мокьюментари по мотивам своего опыта сами впервые это поняли именно в момент этих интервью.

Ответ на вопрос, способно ли искусство залечить раны, становится риторическим. Способно и залечить, и помочь двигаться дальше. По крайней мере, в случае с Аней и ее семьей.

Ребятам, вообще, очень повезло с их главными героями. Ощущение света и какой-то важности момента здесь достигнуто не только благодаря острому глазу авторов и их терпению в монтажной, но и за счет вот этих вот светлых людей, не сидящих без дела, пробующих что-то новое, терпеливо смотрящих в будущее и видящих там по большей части надежду.

Они же подсвечивают и место, в котором живут. Красногоровка — это не просто город, где идет война. В фильме Земля голубая, будто апельсин — это место, где живут люди. Летом на полях здесь цветут маки, вдалеке красиво виднеется сопка. Зимой течение жизни тоже не замирает: проходят занятия в школе, люди стоят в очереди за продуктами, соседи и друзья собираются на просмотр фильма о своей войне.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Земля голубая, будто апельсин — вердикт НВ

10/10

В картине Цилык есть показательный момент: вот семья снимает сцену с чтением молитвы в подвале и тут же, через монтажную склейку, из этого же подвала достают банку помидор. И все смыслы здесь укладываются между этой банкой и молитвой. Между повседневным, войной и рефлексией о войне.

Авторам за час с небольшим удалось проникнуть в ткань жизни, разобрать ее на волокна, рассмотреть их под разными углами. И закрыть в рамках своего тихого и доброго фильма.


Земля голубая, будто апельсин

Земля блакитна, ніби апельсин

2020 год

Украина

Режиссер — Ирина Цилык

Показать ещё новости
Радіо НВ
X