Покушение на искусство. 110 лет назад из Лувра похитили Мону Лизу, и это превратило ее в картину-суперзвезду — отрывки из книги

21 августа 2021, 13:44

21 августа 1911, ровно 110 лет назад, из парижского Лувра похитили легендарную Мону Лизу кисти Леонардо да Винчи. НВ публикует отрывок из книги Покушение на искусство Григория Козлова, где автор рассказывает об истории преступления и его влиянии на популярность Джоконды.

21 августа 1911 года в Квадратный салон Лувра пришел художник, решивший написать копию Моны Лизы. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», — успокоили его служащие. Время шло — картина не появлялась. Художник начал скандалить, и служащие пошли поторопить фотографов. Но у тех и в мыслях не было в тот день снимать Мону Лизу. Не было ее и у реставраторов. Охрана наконец поняла, что картину похитили.

Видео дня

Пустое место на стене, где висела Джоконда, ошеломило публику и сделало для мировой славы Моны Лизы больше, чем все усилия ее страстных поклонников (Фото: Предоставлено издательством ArtHuss)
Пустое место на стене, где висела Джоконда, ошеломило публику и сделало для мировой славы Моны Лизы больше, чем все усилия ее страстных поклонников / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

Поднялся страшный скандал. Директора Лувра Гомолле, который только недавно хвастался, что похитить Джоконду — это все равно что похитить собор Парижской Богоматери, был уволен. Неожиданно для всех Мона Лиза оказалась в центре политических баталий. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.

Назревала большая европейская война. В этой разгоряченной атмосфере кражу шедевра Леонардо французы восприняли как национальное оскорбление.

Через день после кражи в Париже уже торговали текстом песенки «Джоконду не видели?» и открытками-репродукциями пропавшего шедевра Леонардо (Фото: Предоставлено издательством ArtHuss)
Через день после кражи в Париже уже торговали текстом песенки «Джоконду не видели?» и открытками-репродукциями пропавшего шедевра Леонардо / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть Мону Лизу, чтобы показать слабость Франции. Немецкие газеты платили той же монетой. «Кража Джоконды — это затея французского правительства, стремящегося спровоцировать войну», — заявляли они. Возникли версии о анархистах, решивших свергнуть правительство, о сумасшедшем, который влюбился в Мону Лизу и похитил ее, об американском миллионере Моргане, который организовал кражу шедевра для пополнения своей коллекции.

Вся французская полиция, которую тогда считали лучшей в мире, была поставлена на ноги. Однако детективам удалось найти только раму от Джоконды. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались служащие Лувра. Никто не мог понять, как вору удалось незаметно пройти мимо сторожей. Были допрошены сотни людей. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.

Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Оказалось, что его приятель, некий Пьере, похитил для него из Лувра две древние каменные статуэтки. Пикассо считал художников первобытной эры предшественниками кубистов и хотел всегда иметь их произведения перед глазами. А музеи он называл гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Полицейские решили, что после кражи статуэток авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. «Предводителем» международной банды воров-авангардистов детективы «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Бельгиец Пьере был его секретарем. Поэт стал одним-единственным человеком, арестованным по делу Моны Лизы. К чести полиции следует сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже Джоконды.

На родине Джоконды, во Флоренции, даже уличный шарманщик украсил свой инструмент репродукцией пропавшего портрета Леонардо (Фото: Предоставлено издательством ArtHuss)
На родине Джоконды, во Флоренции, даже уличный шарманщик украсил свой инструмент репродукцией пропавшего портрета Леонардо / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

Единственный важный след обнаружил знаменитый полицейский Франции тех лет Альфонс Бертильон. На раме он заметил отпечаток пальца. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главную конкурентку своей методики — дактилоскопию. Бертильон даже не знал толком, как воспользоваться находкой. Доказательство, которое могло привести к преступнику, оказалось ненужным. Детективы, подстрекаемые возмущенной общественностью, из кожи вон лезли, но ничего, кроме насмешек и издевок, не достигли.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе, и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать свое все возрастающее могущество. Кража картины стала первой действительно всемирной сенсацией. Пресса назначала и снимала директоров Лувра и префектов полиции, решала, быть европейской войне или нет, а главное — завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием «Кто украл Мону Лизу?»

Слева: Французский журнал Эксельсиор
Слева: Французский журнал Эксельсиор "розкадрировал" ограбления века и показал не только фотографии места преступления, но и портреты директора Лувра и комиссара полиции. Справа: Художник итальянского журнала Доменик де Корьере украсил обложку изображением своей версии кражи Джоконды – он обвинял в преступлении целую банду / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

И вот 2 декабря 1913, через два с лишним года после исчезновения картины, неизвестный, назвавшийся Леонардом, предложил флорентийском антиквару Альфредо Гэри купить у него Джоконду. Незнакомец объяснил, что его цель — вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. О том, что Франция купила картину за триста лет до прихода к власти Наполеона, Леонард просто не знал. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Там ее, заваленную грязными рубашками и носками, и увидел изумленный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. Леонарда арестовали. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. И здесь пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Второй раз за три года картина стала героиней мировой сенсации.

Грабитель, которого на самом деле звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. Именно он сделал застекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили Джоконду. В тот роковой понедельник, когда исчезла Мона Лиза, он посещал в музее своих друзей, которые там до сих пор работали. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, который знал Перуджу, впустил его. Когда итальянец оказался один в Квадратном салоне, он спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул картину из рамы и спрятал ее под рабочим халатом. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Дома, в комнате на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал Джоконду под матрас. Так он и спал на картине более двух лет.

К разочарованию журналистов, во время процесса о краже Джоконды на скамье подсудимых оказался не злой гений, а типичный неудачник. Присяжные приговорили его всего на один год тюрьмы, хотя прокурор настаивал на трех. Винченцо Перуджа был хорошо известен полиции как мелкий воришка (Фото: Предоставлено издательством ArtHuss)
К разочарованию журналистов, во время процесса о краже Джоконды на скамье подсудимых оказался не злой гений, а типичный неудачник. Присяжные приговорили его всего на один год тюрьмы, хотя прокурор настаивал на трех. Винченцо Перуджа был хорошо известен полиции как мелкий воришка / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

То, как легко была осуществлена кража, сильно подмочило репутацию охраны Лувра. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме Моны Лизы, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Он слишком презирал волокиту с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Именно Джоконде криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, — годами в тюрьме.

В выступлении Перудже на суде упоминался один забавный момент. Когда он оказался в Квадратном салоне Лувра, то заколебался, что брать. Там были и Тициан, и Рафаэль, и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Он уже было решил взять Венеру и Марса Мантеньи, но вдруг вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера, стоя перед Джокондой, и решил, что это более стоящая штука, если перед ней люди молятся. Если бы он взял что-то другое, возможно, у нас была бы другая суперзвезда? А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.

Мону Лизу показали на выставках во Флоренции, Риме и Милане, а затем она с триумфом вернулась во Францию в отдельном купе экспресса Милан — Париж. Перуджа получил всего год тюрьмы — итальянский суд принял во внимание его патриотические побуждения. В годы Первой мировой войны он храбро воевал, вернулся героем, а потом стал владельцем мелкой лавки, где торговал красками.

Триумфальное возвращение Джоконды во Францию в отдельном купе поезда стало популярным сюжетом новогодних открыток (Фото: Предоставлено издательством ArtHuss)
Триумфальное возвращение Джоконды во Францию в отдельном купе поезда стало популярным сюжетом новогодних открыток / Фото: Предоставлено издательством ArtHuss

Позже возникла версия о том, что Перуджа был только исполнителем, а заказал кражу аргентинского мошенник Эдуардо де Вальфьерно. Сначала предприимчивый аргентинец нашел художника-подделывателя, который сделал шесть высококачественных копий Моны Лизы. Затем на сцену вышел его наемник Перужда и, не зная, что делает, украл оригинал. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого покупателя, что он — единственный владелец оригинала Леонардо. Выручка достигла нескольких десятков миллионов долларов. Вальфьерно исчез с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и благородно взял всю вину на себя. Обманутые коллекционеры по понятным причинам молчали.

После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, более популярной, чем киноактрисы и оперные примадонны.

Отрывок из книги Покушение на искусство предоставило НВ издательство ArtHuss.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X