Загнанный зверь. Рецензия на новый фильм автора Лобстера - Убийство священного оленя

27 декабря 2017, 14:52

В украинский прокат выходит новая картина Йоргоса Лантимоса – Убийство священного оленя

В украинский прокат выходит новая картина Йоргоса Лантимоса – Убийство священного оленя. Лантимос – грек по рождению и звезда европейского кинематографа. Поэтому уже второй свой фильм он снимает, в основном, на британские деньги и с американскими актерами. В данном случае солируют Колин Фаррелл и Николь Кидман.

Видео дня

Картина участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в мае этого года, где взяла приз за лучший сценарий, разделив его с новым фильмом Линн Рэмси Тебя здесь никогда не было. По иронии судьбы, именно сценарий стал самым слабым местом ленты Лантимоса.

Сюжет

Наше время. Какой-то американский мегаполис. Семья кардиохирурга Стивена Мерфи ведет тихую, размеренную, зажиточную жизнь. Дети: старшая Ким и младший Боб, ходят в школу, жена Анна – тоже врач. У Стивена есть небольшой секрет: он уже несколько месяцев встречается с парнем по имени Мартин.

Ничего предосудительного. Просто разговоры, небольшие подарки и все. В какой-то момент Стивен даже знакомит своего молодого друга с семьей. Мартин в свою очередь отвечает ему тем же: получилась довольно неловкая сцена просмотра фильма с одинокой матерью Мартина.

Самое интересное начинается тогда, когда выясняется, что секрет Стивена вовсе не во встречах с Мартином, а в причине, которая привела к этим встречам. В какой-то момент Боба парализует ниже пояса, затем та же участь настигает Ким. На очереди Анна. Стивен же предстает перед самым серьезным и жестоким выбором в своей жизни.

Сценарий и драматургия

В фильмографии Йоргоса Лантимоса еще не было фильма серьезнее, чем Убийство священного оленя. И с этой серьезностью непонятно, что делать. С одной стороны, она оправдана. Ведь в истории про отца, который должен за свои грехи пожертвовать кем-то из членов семьи, нет места для юмора.

С другой стороны юмор здесь иногда пробивается. Все-таки Лантимос любит пошутить. Но ввиду депрессивной подачи пробивается он, скорее, в форме нервного смешка. Обрек свою картину на излишнюю серьезность сам режиссер.

За основу сценария взята древнегреческая трагедия Еврипида Ифигения в Авлиде, что не должно удивлять, учитывая происхождение Лантимоса. Режет глаз и слух тон, выбранный режиссером: Лантимос понимает античную трагедию, как помпезную, холодную и очень формалистскую историю.

И где-то он прав, но режиссер не работает с материалом. Он берет концепцию наказания и возмездия и помещает ее в современные реалии, отсекая от текста Еврипида все ненужное и получая на выходе такую же помпезную, холодную и очень формалистскую историю.

Растянутое на два часа экранного времени действие картины хоть зачастую и доставляет эстетическое удовольствие, но в итоге оставляет после себя чувство растерянности. Фильм слишком герметичен, чтобы поддаться анализу. В то же время, он слишком прост и поверхностен, чтобы найти в нем нечто глубокое. И, в-третьих, он слишком серьезно воспринимает сам себя, чтобы списать происходящее на постмодернистскую шутку.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Возможно дело в хронометраже. Лента бы только выиграла, оставь Лантимос на полу в монтажной лишние полчаса. А так, в разряженном воздухе фильма остается только наслаждаться картинкой, музыкой и актерами.

Картинка и актеры

Главная ценность картины Лантимоса – это то, как она выглядит и то как она звучит. То есть, проще говоря, ее актеры, оператор и звукорежиссер. Композитора здесь, как такового нет, потому что за кадром сплошь классика.

Манера игры Фаррелла и Кидман немного сбивает с толку. Она отстраненная, неживая, сюрреалистичная. В режиссерском замысле они играют роли функций, векторов, склоняющихся то к одному решению проблемы, то к другому. Совершенно противоположным образом выглядит актер, играющий Мартина – Барри Кеоган.

Он вроде бы не должен вызывать сопереживания, но поскольку Мартин - единственный живой человек в фильме, с трагическим прошлым, которое формирует его жестокие мотивы в настоящем, ему невольно сочувствуешь.

Лаконичная работа оператора Тимиоса Бакатакиса рифмуется с внушительным музыкальными номерами, пронизывающими фильм, подчеркивающими напряженные моменты, а иногда и создающими их. Это единственная часть картины, оправдывающая применение к ней термина древнегреческая трагедия.

Убийство священного оленя – вердикт НВ

7/10

Убийство священного оленя не тянет на универсальное высказывание: особенность, присущая античным произведениям. Не вызывают герои и их коллизии и чувство эмпатии. Просто красивые люди ходят туда-сюда под средневековые хоралы.

Видно, что Йоргос Лантимос пытался добиться идеального единения звука, изображения и сюжета. И нельзя сказать, что у него совсем не получилось. Убийство священного оленя действительно очень красивый и странным образом впечатляющий фильм. Только такое чувство, что производит впечатление он совсем не так, как хотелось режиссеру. Словно разные настройки на пульте управления не синхронизированы друг с другом.

Убийство священного оленя

The Killing of a Sacred Deer

Психологическая драма

2017 год

Великобритания, США

Режиссеры – Йоргос Лантимос

В главных ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Рэффи Кэссиди, Санни Сулджик, Алисия Сильверстоун, Билл Кэмп и другие.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо НВ
X