Загубленное детство. Рецензия на фильм Щегол по роману Донны Тартт
В украинский прокат вышел фильм Щегол — экранизация одного из лучших и уж точно самых известных американских романов последнего десятилетия.
Книга так и называлась Щегол и ее автор Донна Тартт получила за свою работу Пулитцеровскую премию.
Трудно представить более заманчивый кусок литературы для жаждущего Оскар американского продюсера. Разве что Поправки Джонатана Франзена. Которому все-таки повезло остаться неэкранизированным.
1.
Сюжет
Мальчик по имени Тео провинился в школе (застукали с сигаретой), но вместо наказания мама повела его в Метрополитен-музей. Там случилось непоправимое: какие-то идиоты устроили теракт, мама погибла, а Тео, ведомый подсказками умирающего антиквара и предчувствием будущего одиночества, украл картину голландского гения Карела Фабрициуса Щегол.
Весь этот комплекс происшествий глубочайшим образом отразился на дальнейшей жизни Тео. Парня закинуло сначала в рафинированное семейство нью-йоркских богачей, затем к непутевому отцу-алкоголику в пустыню под Лас-Вегасом, дальше в антикварную лавку, где, усвоив азы мастерства и обладая приятной внешностью, он занялся продажей подделок и в Европу, где развернется финальная часть его похождений.
Все это время сначала мальчика, а затем молодого мужчину сопровождала картина Фабрициуса. Служа одновременно грузом прошлого и связью с ним же.
2.
Сценарий и драматургия
Если у романа Тартт и есть какой-то системообразующий, стержневой элемент, то это безусловно та самая картина Фабрициуса. Являясь по сути осколком вечного (а что такое музеи, как не хранилища вечности), Щегол безучастно наблюдал то из-под кровати, то из какого другого места за сиюминутным: за Тео.
Кроме красивейшего противопоставления повседневного с неизменным, щегол символизирует для главного героя тонкую, завязанную на чувстве вины и горечи несбывшихся надежд связь с матерью и с той точкой в пространстве-времени, когда все пошло катастрофически не так.
Это очень важные моменты для истории Тео Деккера, и в фильме режиссера Джона Кроули они практически полностью провалены. Картина Фабрициуса здесь просто артефакт, периодически всплывающий по ходу истории, но не имеющий веса. Как следствие, не имеет веса и сам фильм.
Вообще моду в Голливуде на подобные воздушные, текучие экранизации ввел еще Стивен Долдри замечательным фильмом Часы 2002 года (роман Майкла Каннингема). Он же ее и закрыл в 2011-м ужасной картиной Жутко громко и запредельно близко (роман Джонатана Сафрана Фоера).
Кроули повторяет поздние ошибки своего предшественника. В фильме Щегол нет деталей, так красиво наполняющих роман Тартт, в нем нет темпа возвышенного музыкального произведения, как в тех же Часах. Как следствие, лента получилась не только лишенной стержня в виде картины, но плоской, пусть и старательной, скучной, несмотря на то, что перед нами по сути экранизация квазиприключенческого романа.
Тео ходит туда-сюда, но смысла в этих движениях прослеживается не очень много. Без метафор и деталей, его путь — это путь лишенного цели наркомана.
3.
Актеры и картинка
Традиционно для жанра «экранизация с надеждой на Оскар» фильм Щегол густонаселен актерами и актрисами из голливудского списка «А». Но, за редким исключением, ни одно имя не срабатывает здесь в плюс.
По понятной причине Николь Кидман в фильме много. Гораздо больше, чем в книге. Но такие роли — немного недовольных жизнью женщин среднего возраста — австралийка с ее опытом и уровнем дарования может играть с закрытыми глазами.
Финн Вулфхард слишком модный, чтобы избежать роли странноватого подростка. Джеффри Райт слишком задумчивый и скучный, чтобы избежать роли продавца антиквариата в Нью-Йорке. Хоть опять-таки в книге его персонаж был, кажется, геем с гораздо более интересной жизнью.
Сара Полсон как всегда на высоте, но роль у нее маленькая и, как и в случае с Люком Уилсоном (как и в случае со всеми здесь), который играет отца Тео, лишенная деталей.
Энсел Эльгорт, отвечающий в фильме за старшую версию Тео и соответственно претендующий на первую строчку в списке актеров, к сожалению, проваливается по всем фронтам. Он хорош в комедийных экшнах (Малыш на драйве) и в романтических драмах по типу Сладкого ноября (Виноваты звёзды), но что-то более объемное и сложное актер попросту не вытягивает.
Миловидной внешности и наморщенного лба недостаточно для Теодора Деккера. И он этого точно не заслужил.
Щегол — вердикт НВ
5/10
При всем при этом фильм Щегол трудно назвать откровенно ужасным. Он, как уже упоминалось, старательный, и видно, что Джон Кроули, режиссер как минимум одной великолепной ленты Бруклин (с Сиршей Ронан), отнесся к своей задаче серьезно.
Но серьезно не означает смело. Без смелого подхода экранизация глубокого и постоянно удивляющего романа Донны Тартт превратилась в скучную и плоскую картину про подростка, которому очень не повезло в детстве. А бесценная картина в его сумке — просто случайность.
Щегол
The Goldfinch
2019 год
США
Режиссер — Джон Кроули
В главных ролях: Энсел Эльгорт, Оакс Фегли, Николь Кидман, Анейрин Барнард, Финн Вулфхард, Джеффри Райт, Люк Уилсон, Сара Полсон и другие.