Страна чудес. Рецензия на украинскую драму Забытые

5 сентября 2020, 08:30

В украинский прокат вышел фильм Забытые — мелодрама пополам с остросоциальной драмой и вместе с тем вторая полнометражная работа украинского режиссера Дарьи Онищенко.

@НВ
Фото: @НВ

Первой ее картиной была тоже история любви — триптих Истальгия. Следующей станет биография художника Казимира Малевича.

Фильм Забытые был снят в копродукции с Федеральным управлением культуры Швейцарии и является нестыдным примером связи нашего молодого кино с европейскими культурными институтами. Похвальной является и попытка спокойным киноязыком рассказать о людях, живущих на временно оккупированных территориях Украины. Проблема тут в другом: в неумелой попытке синтеза личного с национальным.

Видео дня

1. Сюжет

Наше время. Луганск. Учительница украинского языка по имени Нина по известным причинам вынуждена проходить унизительную процедуру переквалификации в учительницу русского. 30-летняя девушка явно не вписывается в новую действительность, но из-за мужа-контрабандиста Юры вынуждена ее терпеть.

По крайней мере, какое-то неопределенное время: муж обещает, что они переедут в Украину уже вот-вот. Как-то, поднимаясь по лестнице в кабинет, где ее ждут тесты на знание великого и могучего, Нина сталкивается со стремительно спускающимся вниз старшеклассником Андреем. Он только что был на крыше школы, где вывесил украинский флаг и чем сильно возбудил местную самооборону и ментов.

Столкновение это станет для Нины и Андрея поворотным.

Кадр из фильма Забытые (Фото: @Arthouse Traffic)
Кадр из фильма Забытые / Фото: @Arthouse Traffic

2. Сценарий и драматургия

Поворотным, но не совсем. Фильм Забытые переполнен благими намерениями. Здесь есть честная попытка показать мир по ту сторону границы со всеми его новыми порядками и старыми упырями. Вот люди пытаются выжить контрабандой, вот хейтят все украинское, вот просто хотят, чтобы весь этот кошмар поскорее закончился (приятный, но как всегда короткий выход Алексея Горбунова).

Хорошие перемешались с плохими, трусливые с храбрыми. Первые и последние, как водится, в меньшинстве: так сгущаются краски.

Здесь есть и честная попытка показать случайную встречу двух одиночеств. Нина предстает загнанным в угол зверьком, живущим надеждой на скорый переезд. Она принципиальна и смела. Именно эти качества и сближают ее с Андреем — таким же загнанным зверем с примерно таким же набором черт характера. За исключением разве что искренности.

Кадр из фильма Забытые (Фото: @Arthouse Traffic)
Кадр из фильма Забытые / Фото: @Arthouse Traffic

Стоит отдельно упомянуть и о попытке придать всей этой конструкции символический фундамент в виде руин завода Ізоляция (где происходит несколько ключевых сцен фильма), который ранее в Донбассе играл роль киевского Мыстецького Арсенала, а сейчас служит метафорой разрушенных культурных связей, разрушенных высоких смыслов. В Новороссии культуру заменила бесовская простота, густо замешанная на военщине.

Тут вспоминается одна из самых сильных сцен картины, которая не имеет никакого отношения к ее главным героям: это детский спектакль в школе, когда диалог мальчика и девочки про царя, грибы и войну (Царь Горох и грибы) заканчивается кинутой каким-то взрослым мужиком детям под ноги замаскированной под гранату петардой. В этой короткой и страшной зарисовке отразился весь сюрреализм существования в ОРДЛО — страны чудес со знаком минус.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кадр из фильма Забытые (Фото: @Arthouse Traffic)
Кадр из фильма Забытые / Фото: @Arthouse Traffic

К сожалению, таких проникновений в реальность в фильме Онищенко до боли мало. Но не докручена здесь в первую очередь мелодраматическая линия. Она словно намечена пунктиром и словно нам зрителям в нее надо поверить по умолчанию. Но вот не совсем ясно, что такого нашла в Андрее Нина (и нашла ли вообще). Украинский флаг? Юношеский максимализм? Невписываемость? Этого могло бы быть достаточно для короткой интрижки, но в условиях правильной подачи.

А так, мелодрама тут постоянно перебивается социальщиной, а социальщина — мелодрамой. Диалога на равных у этих двух направлений в фильме Забытые не получилось. Не получилось правильно подать и основную идею картины: на востоке нашей страны, на ее оккупированных территориях есть люди, которые не хотят быть оккупированными. Они хотят жить в Украине и хотят быть замеченными, услышанными, правильно воспринятыми.

Кадр из фильма Забытые (Фото: @Arthouse Traffic)
Кадр из фильма Забытые / Фото: @Arthouse Traffic

Эта мысль должна была появиться сама собой, как раз из диалога романтического с остросоциальным. Из встречи двух одиночеств на фоне распада старого общественного строя. Но в фильме Забытые мало что появляется само. Его драматические повороты искусственны и финальные выводы, как следствие — дидактичны (ужасные финальные зарисовки про Нину и Юру в Украине).

3. Актеры и картинка

Причем начинается все хорошо. Опытный оператор Эрол Зубцевич делает ставку на узнаваемую европейскую манеру — предельную реалистичность. Мы буквально оказываемся в сером зимнем Луганске. Школьные туалеты тесны, милицейские участки темны и опасны, квартиры правильно захламлены, улицы несут угрозу.

Преобладание средних планов тоже оправдывает себя: мы успеваем заметить и напоминающий 90-е быт и лица людей (испуганные, злые, тупые, измученные, реже смелые, никогда — одухотворенные).

Режиссер ведет рассказ просто и уверенно. Нина Марины Кошкиной — стойкая, умная женщина, готовая жертвовать собой ради других. Андрей Даниила Каменского — дикий подросток, измученный обстоятельствами и изголодавшийся по чему-то настоящему. Юра Василия Кухарского — простой, доверчивый мужик, пытающийся приспособиться к новым условиям и сильно отталкивающий этим Нину.

Фигуры расставлены, эстетика выбрана, осталось дождаться, когда все сыграют свои роли. Но из-за сценарной неестественности, которая резко контрастирует с картинкой, с миром, в котором происходят события, разыграть правильно партию у ребят не получается.

Кадр из фильма Забытые (Фото: @Arthouse Traffic)
Кадр из фильма Забытые / Фото: @Arthouse Traffic

Забытые — Вердикт НВ

6,5/10

Благие намерения, которыми переполнен фильм Онищенко, не получили должной художественной реализации и так и остались намерениями. Да, переселенцев и переселяющихся не следует сходу воспринимать как чужих, как врагов (если кто вдруг не знал). Да, ОРДЛО, при всей неприязни к этой территории — страшно интересное место для исследования и рефлексии. Но Забытые, к сожалению, всего лишь нестыдная попытка напомнить о первом и втором.

Забытые

Забуті

2019 год

Украина, Швейцария

Режиссер — Дарья Онищенко

В главных ролях: Марина Кошкина, Даниил Каменский, Василий Кухарский, Алексей Горбунов, Анастасия Халпахчи, Мария Куликовська, Владимир Ямненко и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X