Все деньги мира. Рецензия на новый фильм Ридли Скотта

8 марта 2018, 10:05

В украинский прокат выходит фильм Все деньги мира – новая работа классика мирового кинематографа Ридли Скотта. С одной стороны, слово «классик» отличным образом отображает его положение на кинематографическом Олимпе. С другой стороны, у этого слова чересчур бронзовый оттенок. Чего о Ридли Скотте никак не скажешь.

В свои 80 лет режиссер снимает по два фильма в год, словно спешит наперегонки со смертью. Несмотря на скорость, техническое мастерство Скотта, его умение несколькими штрихами сделать сцену незабываемой завораживают. Но в такой поспешности кроется и свой дьявол.

Видео дня

1. Сюжет

Рим. Начало 70-х. По вечернему городу неторопливым шагом прогуливается молодой человек. Пофлиртовав с проститутками, он подходит к пешеходному переходу. В тот же момент к нему подъезжает микроавтобус, парня зовут по имени, втаскивают внутрь и надевают мешок на голову.

К этому времени мы уже знаем имя парня – Джон Пол Гетти III. Он, как впоследствии выяснится, любимый внук самого богатого человека в истории Джона Пола Гетти. Как выяснится позже, несмотря на любовь, дедушка не готов дать за выкуп внука ни цента.

Единственный человек, готовый бороться за возвращение Джона – его мать, Гейл. Она мечется между жадным свекром и похитителями. В помощь ей выписан ассистент Гетти, бывший «црушник» по имени Флэтчер. Плюс – как может старается итальянская полиция, но, во-первых, в фильмах итальянская полиция обычно профнепригодна, а, во-вторых, без денег вернуть сына невозможно. Ситуация накаляется еще больше после получения письма с отрезанным ухом Джона.

2. Сценарий и драматургия

Начальный титр inspired by a real story следует переводить буквально. Сценарий американца Дэвида Скарпы, написавшего до этого чересчур задумчивую фантастику с Киану Ривзом «День, когда Земля остановилась», повторяет историю с похищением Гетти младшего далеко не буквально, а именно что, вдохновляется ею.

Этим пользуется и Ридли Скотт, ведя историю по приемлемому для себя пути и соответственно делая свои выводы. Режиссер по-прежнему не любит людей и его немного циничный взгляд безусловно украшает фильм. Делает его злее и объемнее.

Джон Пол Гетти предстает здесь богом капитализма. Бесконечно богатым и настолько же жадным. Он окружает себя дорогущими предметами искусства и при этом стирает собственные носки и рубашки, не желая платить деньги за химчистку. Его мотивы прослеживается легко и упираются в желание обладать всеми богатствами мира. Идеальный для Скотта персонаж-монстр.

Как любой монстр, Гетти персонаж еще и трагичный. Причем в самом базовом понимании. Он живет в окружении античных статуй и хочет купить дворец императоров в Риме. Муниципалитет ему, конечно, отказывает, что не останавливает старика. Гетти строит точную копию в Калифорнии.

Всю дорогу он не понимает, как можно пренебрегать деньгами и где-то даже получает удовольствие от презрительных взглядов людей, которых он может назвать близкими. Для Гетти что-то когда-то пошло не так и теперь он доверяет картинам за миллионы больше, чем людям. В чем-то он прав, конечно, что и подчеркивает режиссер.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

На другой чаше весов Гейл. Она полная противоположность Гетти. Деньги ее интересуют в последнюю очередь. Главное – дети. Таким образом, Ридли Скотт противопоставляет любовь – абстрактное чувство, вполне конкретному богатству. Капитал против материнского сердца.

Основная трагедия Гейл в том, что у нее есть статус члена семьи Гетти, но нет никого влияния и тем более денег. Она одна против системы.

Ридли Скотт – режиссер гигантского таланта и в своем фильме он проговаривает много важных тем. Делает он это вскользь, играючи, парой деталей, одним взглядом. Что безусловно завораживает, но проблема со всей его поздней фильмографией в скорости. Скотт вечно торопится. Понятно куда и зачем, но все равно не оставляет чувство, что если бы он притормозил, его фильмы были бы менее ускользающими и более основательными. И они (фильмы), и он (режиссер) этого точно заслуживают.

3. Картинка

Главное здесь детали. Психоделический ковер в комнате сына, дешевый обогреватель возле холодного камина в доме Гетти, даже древнегреческая статуя с неприкрытыми гениталиями в саду последнего. Искусный дизайнер Ридли Скотт знает, как сделать кадр запоминающимся.

Фильму иногда не хватает напряжения, но если перестать думать, что перед нами триллер, то во всей красе предстанет остросюжетная драма о жадности, о борьбе человечности с биржевыми сводками. Декорации Вечного города идеально подходят в качестве задника для такой истории.

4. Актеры

Ридли Скотт хоть и не любит людей, но любит своих актеров и дает им возможность раскрыться. В связи с этим, было бы очень интересно посмотреть на Кевина Спейси в роли Гетти. Он более пластичный актер, в силу возраста (моложе) и таланта (надо смотреть правде в глаза Спейси талантливее Пламмера). Возможно, вырезанные сцены появятся на DVD. С другой стороны, Ридли Скотт изначально планировал на эту роль именно Кристофера Пламмера, а кто мы такие, чтобы спорить с режиссером.

И опять же Пламмер – замечательный актер и то, что он делает с ролью Гетти если не впечатляет, то заслуживает уважения и номинации на Оскар, как минимум. Но стоит признать и то, что впечатлить мог бы как раз Спейси. Не набедокурь актер в прошлом.

Несмотря на добротную игру Пламмера, зрительское внимание постепенно перетягивает на себя Мишель Уильямс. Делает она это незаметно, по ходу фильма играя множество эмоциональных состояний. Это превосходная, очень тонкая работа. Жаль, что Уильямс не нашлось места в пятерке “оскаровских” номинанток в этом году.

Что касается остальных, то Марк Уолберг как всегда играет шкаф, у Чарли Пламмера (однофамилец) не так много экранного времени, но переход от пресыщения свободного художника к отчаянию и страху похищенного, молодой актер показал отлично. Из его похитителей стоит выделить приятного француза Ромена Дюриса.

Все деньги мира – вердикт НВ

8/10

Ридли Скотт по-прежнему в превосходной форме. К истории с внуком Гетти можно было подойти с разных сторон, что вскоре продемонстрирует нам сериал Дэнни Бойла, и видно, что режиссер выбрал наиболее близкий для себя путь. Скотт снял оду жадности. Здесь не может быть выводов, потому что герои высечены в истории каменными статуями.

В конце Гейл вроде бы получает, то что хотела. Мнимую победу. Но историческая справка говорит об обратном: ее сын так и не смог оправиться от произошедшего и в конце концов потерял контроль над своим разумом и телом.

Все деньги мира

All the Money in the World

Драматический триллер

2018 год

США

Режиссер – Ридли Скотт

В главных ролях: Мишель Уильямс, Кристофер Пламмер, Марк Уолберг, Чарли Пламмер, Ромен Дюрис, Тимоти Хаттон и другие.

Читайте также: Лучший фильм года. Пять фактов о победителе Оскара-2018 – Форме воды Гильермо дель Торо

Показать ещё новости
Радіо НВ
X