Одна мечта на всех. Рецензия на военную драму Снайпер. Белый ворон

4 сентября, 11:02
Главную роль в фильме сыграл Павел Алдошин (Фото:Кадр из фильма)

Главную роль в фильме сыграл Павел Алдошин (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Снайпер. Белый ворон — основанная на реальных событиях история парня (Николай Воронин, он помогал писать сценарий), который когда-то был преподавателем, а после начала русско-украинской войны стал снайпером (и среди прочего защищал Донецкий аэропорт, вошел в число киборгов).

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Вместе с тем режиссерский дебют Марьяна Бушана — первая украинская лента о войне, вышедшая в национальный прокат после 24 февраля. Да еще ровно через полгода с начала полномасштабного вторжения. И в главный национальный праздник — День Независимости. Весь этот символизм создает дополнительный вес из дополнительных надежд от фильма Бушана, которые картина благодаря спокойному тону, четкости содержания, современному виду и актерским усилиям все же вывозит.

Видео дня

Сюжет

Горловка, 2014 год. Парень по имени Николай вместе с женой пытаются реализовать свою экологическую, миролюбивую мечту: словно хоббиты они построили себе избушку под холмом, энергию берут с ветра, воду из реки, каждая окружающая вещь получила вторую жизнь. Плюс — Николай преподает в местном учебном заведении и денег на то простое существование, которое ведут супруги, им хватает.

Но сумерки сгущаются. Местные не спешат понять и принять философию Николая: хамоватая журналистка, приехавшая делать репортаж об эко-поселении крутит пальцем у виска (сразу видно — будущая пропагандистка), что учитель здесь лишний — прямо говорит хулиганистый ученик (сразу видно — будущий предатель). На этом фоне Россия оккупирует Крым. На очереди — вторжение в и без того не слишком дружелюбный Донбасс.

Хрупкая идиллия Николая заканчивается настолько быстро и трагически, что парень решает сменить знак «пацифик», будто стейтмент размещенный возле его дома, на разметку прицела снайперской винтовки в своей руке.

Выполнение

Фильм Снайпер. Белый ворон дарит ровно столько, сколько обещает. Это профессиональное кино, уважающее историю, которая в нем описывается, где продумана каждая деталь, где нет авторской интонации, но есть четко проговоренное содержание. И это содержание, если осознать, что картина Бушана — это пролог восьмилетней давности к событиям нашего времени, касается вообще всех украинцев.

Ведь та трансформация, тот переход, который Николай сделал от пацифиста к снайперу с позывным Ворон, не только о военном деле, не только о решении пойти в армию, а в первую очередь о насильственном изменении мировосприятия. Одна мечта парня была уничтожена и взяв с собой как напоминание о ней обгоревшую фигурку ангела (которого вырезала его жена), он начал вносить свой вклад в осуществление другой мечты, которую четко проговорил в начале фильма: «Я хочу выгнать эту сволочь с нашей земли». Все мы в некотором смысле Николай. Все мы были вынуждены изменить свои мечты.

Этот переход показан простым киноязыком. Армейская муштра здесь не уровня Кубрика, трагедия не уровня Шекспира, но вес в фильме Снайпер. Белый ворон творится благодаря контексту: то, что в нем показано, происходило и происходит на самом деле и совсем рядом. Настолько, что, например, исполнитель главной роли актер Павел Алдошин ушел в армию и стал защитником Украины.

Сложные кинорефлексии на тему войны у нас уже состоялись (Атлантида Валентина Васяновича) и еще состоятся. А пока хватит и простых.

Отдельное удовольствие здесь — это погружение в искусство быть снайпером. Для желающего мести одиночки Ворона это символический путь: он хочет точечно убивать врагов и обычно мечтает рано или поздно увидеть в своем прицеле того же россиянина, которому уже заготовлена полная ненависти пуля. Ворон в фильме Марьяна Бушана в некотором смысле самурай с разбитым сердцем.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

На стороне этого сравнения играет и спокойная, полная достоинства трактовка своего героя Павлом Алдошиным. Николай уверенно выбрал один путь, затем так же уверенно другой. В то же время его образу присущи не только сдержанность и целеустремленность, но и эмоциональность. После трагедии Ворон почти не повышает голос, почти не говорит о том, что у него на уме, но он умеет играть на гитаре и прекрасно поет грустные песни. Его мотивация идет от полного чувств сердца и это испытывает не только зритель, но и инструктор по снайперскому делу, который выделяет парня из группы и берет на первое задание.

А еще здесь есть интимные сцены, за которые не стыдно. Во-первых, в Снайпере происходит первый куннилингус в истории украинского популярного кино, во-вторых, режиссер решает показать обнаженного Николая. Эта достойная телесность придает объем персонажам (даже героине Марины Кошкиной, которой здесь совсем мало) и приближает картину Бушана к языку современного кино.

Боевые действия у Снайпера не выделяются из общего тона фильма и профессии его главного героя. Это скорее наблюдательные, вкрадчивые, чем напряженные эпизоды, где каждый выстрел, каждая смерть наступают одно время. Люди делают свое дело.

8/10 — вердикт НВ

Снайпер. Белый ворон — простое кино с мощным посланием. Простота здесь не означает примитивность. Скорее претензию на истинное изображение сдержанной, тихой работы снайпера вообще и на пути Ворона в частности. Его история — это история мести — дела, на которое лучше идти с холодным умом и не делая шума.

Этот путь в холодных тонах (фильм удивительно красиво окрашен, постарался и художник-постановщик) закончится так, как и должен: одни враги погибнут, другие станут в очередь. Зритель получит возможность вспомнить, насколько все изменилось не только после 24 февраля, а еще в 2014 году.

  • Снайпер. Белый ворон
  • 2021 год
  • США
  • Режиссер — Марьян Бушан
  • В главных ролях: Павел Алдошин, Олег Драч, Марина Кошкина, Андрей Мостренко, Роман Ясиновский, Олег Шульга и другие.
Показать ещё новости
Радіо НВ
X