«Самый своевременный фильм фестиваля». Что пишут западные СМИ об украинской драме Видение бабочки, премьера которой прошла в Каннах

28 мая, 18:53
Главная героиня — бывшая аэроразведчица Лилия (Фото:Кадр из фильма)

Главная героиня — бывшая аэроразведчица Лилия (Фото:Кадр из фильма)

В среду, 25 мая, на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Видение бабочки режиссера Максима Наконечного. В западной прессе уже появились первые рецензии на украинскую картину.

Команда фильма Видение бабочки, который участвует в конкурсной программе Особый взгляд, устроила красноречивую акцию на красной дорожке фестиваля. В частности, перед премьерой фильма в Театре Клода Дебюсси прозвучал сигнал воздушной тревоги, который уже три месяца раздается в украинских городах. Также съемочная группа подняла таблички с отметкой, которой в социальных сетях обозначается чувствительный контент, и развернула плакат с надписью: «Россияне убивают украинцев. Считаете ли вы оскорбительным или тревожным говорить об этом геноциде?».

Видео дня

После показа в Каннах зрители устроили полнометражному дебюту Наконечного продолжительные овации, а сейчас в западных изданиях появляются первые рецензии на Видение бабочки.

«Пожалуй, самый своевременный фильм Каннского фестиваля в этом году», — пишет о картине Deadline, но отмечает, что при этом она не станет посещаемой, «поскольку …является показателем очень конкретного времени и места, а не тем, что многие люди могут захотеть посмотреть».

Автор рецензии называет Видение бабочки «мрачный и отрезвляющий документ об Украине», где смешаны театрализованные сцены с телевизионными и другими визуальными материалами. «Как и кем он может быть показан на территориях, где зрители смогут оценить его по достоинству, неясно», — говорится в материале.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

«Молодой местный режиссер Максим Наконечный очень изобретателен в сборе материала, который резко и огорчительно показывает травмы последнего времени; это кадры разрухи и неблагополучия, а также жизни, идущей своим чередом», — пишет автор.

«Нужно быть честным: это тяжелый фильм, настоящий парад несчастий, печальной истории, мерзких поступков, ненужных страданий и смертей. Заполненный зал на Каннской премьере сидел в напряженной тишине, когда несчастье наваливалось на несчастье, а видеоматериалы показывали такие зверства, которые люди за всю предшествующую историю не могли наблюдать воочию», — отмечается в рецензии.

«Хотя фильм не основан на конкретной истории, он был вдохновлен многими ужасающими историями из реальной жизни. В том числе о жертвах изнасилования на войне, поскольку главная героиня оказывается беременной от одного из своих мучителей», — пишет о Видении бабочки Variety и цитирует режиссера: «Многие женщины-солдаты, рассказывая о плене, говорили, что это гораздо страшнее смерти».

Издание отмечает, что «в фильме война видна не только глазами Лилии (главной героини — НВ). Она проходит через объективы камер, снимается смартфонами и беспилотниками, комментируется и шерится».

«Я знал, что это может быть воспринято неоднозначно, особенно сейчас. Когда ты возвращаешься с войны, люди видят в этом „счастливый конец“, но на самом деле это не так. После этого трудно жить нормальной жизнью, трудно отличить друга от врага», — говорит режиссер Наконечный.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

«Украинская послевоенная драма ужасающе своевременна», — так называет свою рецензию на Видение бабочки издание The Wrap.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«Главные призеры Каннского кинофестиваля 2022 еще не объявлены, но нет никаких сомнений в том, какой фильм является самым важным. Фильм Видение бабочки не только один из двух украинских фильмов, представленных на фестивале (второй — Памфир Дмитрия Сухолиткого-Собчука), но и рассказывает историю о последствиях военных действий как для украинских солдат, так и для граждан, которые ждали их дома. Невероятно, что Максим Наконечный смог закончить Видение бабочки и привезти его в Канны, где произнес трогательную речь о риске исчезновения украинской культуры. Еще более странно видеть фильм, который так ужасающе своевременен», — говорится в материале.

«Наконечный, режиссер и один из сценаристов фильма, украшает Видение бабочки визуальными приемами, некоторые из которых мощно передают душевное состояние Лилии, а некоторые являются устаревшими и их лучше оставить для малобюджетных фильмов ужасов, — пишет автор. — Самой изнуряющей является сцена, в которой Лилия в воображении видит себя идущей по разрушенной бомбами площади в Киеве. Ошеломительно, что эта сцена была сделана с помощью воображения и визуальных эффектов во время создания фильма. Сейчас такая сцена могла бы оказаться в документальном фильме».

«Видение бабочки — сдержанная, трезвая драма, в которой мало драматических подъемов и спадов, и почти нет цветов, кроме милитарных серого и зеленого. Бесстрастная Лилия не проявляет особых эмоций и не говорит много о своей беременности, не теряет спокойствия и при других травмах. Ее друзья и общество в целом тоже реагируют не так бурно, как можно было бы ожидать, — заключает автор. — Хотя фильм достойный и искренний, его главная предпосылка кажется недостаточно проработанной, а дилеммы недостаточно изученными, особенно на данный момент».

Показать ещё новости
Радіо НВ
X