Віддана. Леся Патока рассказывает, как создавались три тысячи костюмов для фильма по роману Софии Андрухович

14 января 2020, 13:44

В четверг, 16 января, в прокат выходит украинская фантазийная драма Віддана режиссера Кристины Сиволап. В интервью НВ Style Леся Патока поделилась подробностями работы над костюмами.

Художник по костюмам всегда остается за кадром, но за него говорят его работы. С Лесей Патокой украинский зритель хорошо знаком по работе над концертными костюмами Дмитрия Шурова, Оли Поляковой, клипам группы ONUKA, Ляпис Трубецкой, Крихітка, Ивана Дорна, Pianoбой и др., образам для новогодней сказки Семена Горова Приключения S Николая. Не мудрено, что именно ей доверили работу над созданием костюмов для масштабной костюмированной фантазийной драмы Віддана, снятой по мотивам бестселлера Софии Андрухович Фелікс Австрія.

Видео дня

Леся Патока (Фото: @facebook/Леся Патока)
Леся Патока / Фото: @facebook/Леся Патока

«На первой встрече меня не на шутку испугало, что действия фильма происходят на Западной Украине, потому как я не знаток тонкостей украинской эстетики — это не мой конек. Но после того, как я прочла сценарий (а события в фильме происходя в той части Украины, которая в начале ХХ века входила в состав Австро-Венгрии), изучила период, поняла, какая красота царила в то время, я выдохнула с облегчением», — рассказала Леся Патока.

Главные героини фильма — Аделя, дочь уважаемого доктора Ангера, и Стефания — дочь домашней прислуги. Мать Адели и родители Стефы погибли в пожаре, спасти удалось только девочек, которых убитый горем отец решил вырастить вместе. Прошло 25 лет. Девушки остались неразлучны: Аделя вышла замуж, а Стефа заведует домашним хозяйством. Для девушек остро строит вопрос кто они друг для друга: сестры и подруги или хозяйка и прислуга.

Кадр из фильма Віддана (Фото: @FILM UA)
Кадр из фильма Віддана / Фото: @FILM UA

Кроме истории любви, ревности, двойных смыслов и захватывающих тайн, смеси вымысла и реальности, зрителей ждут поиски ответа на вопрос, что есть настоящая жизнь, а что — иллюзия, а сам фильм изобилует красивыми сценами, которые показывают изысканность быта высшего общества эпохи Австро-Венгерской империи конца XIX начала ХХ века.

«С режиссером Кристиной Сиволап мы пришли к выводу, что нам не нужно скрупулезно соблюдать историческую достоверность, и мне разрешается сделать стилизацию с историческими фактами — это стало с одной стороны подарком, с другой стороны — вызовом. Вот за этот вызов я и полюбила эпоху — мне предстояло придумать, как показать ее в 2020 году», — объяснила Леся Патока.

Эскизы к фильму Віддана (Фото: @Леся Патока)
Эскизы к фильму Віддана / Фото: @Леся Патока

Мода того времени была очень непрактичной, но и при этом безумно красивой!

О женщинах того времени

Мне очень жаль женщин, которые жили в то время, потому что им приходилось носить корсеты. Конечно же, мы попробовали их на себе! Женщины, затянутые в корсеты, очень красиво выглядят на фотосессии, но как они бедные ходили в них 24/7, мне до сих пор не понятно.

Женщины с достатком в то время носили роскошные платья со шлейфами. Они были очень длинными и невероятно тяжелыми. На каждое платье для Адели уходило более 10 метров с подкладочными тканями. Мода того времени была очень непрактичной, но и при этом безумно красивой!

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
На каждое платье для Адели уходило более 10 метров с подкладочными тканями (Фото: @FILM UA)
На каждое платье для Адели уходило более 10 метров с подкладочными тканями / Фото: @FILM UA

А их головные уборы! Меня поразило разнообразие шляпок на выход с перьями, цветами ручной работы, ягодами, лентами. Более того, я нашла информацию, что в тот период было очень модно декорировать головные уборы чучелами райских птиц или их крыльям. Мы даже попытались сделать несколько подобных головных уборов.

Шляпки на выход украшали перьями, цветами ручной работы, ягодами, лентами (Фото: @Леся Патока)
Шляпки на выход украшали перьями, цветами ручной работы, ягодами, лентами / Фото: @Леся Патока

Я не хотела, чтобы во время просмотра фильма, кто-то мог воскликнуть: «О, да у меня же платье из такой ткани!»

Ткани для костюмов собирали по всему миру (Фото: @Леся Патока)
Ткани для костюмов собирали по всему миру / Фото: @Леся Патока

О материалах

Материалы для костюмов мы с моими помощницами собирали в самых разных местах. Часть тканей мы нашли на рынке Барабашово в Харькове — у местных продавцов хорошие контакты с Азией, и на арабских точках на одесском Седьмом километре, где продаются ткани с ручной вышивкой. Несколько чемоданов я привезла с отдыха в Бангкоке, многое заказали через AliExpress, обращались и к секонд-хенду.

Мой главный аргумент, почему мы искали материалы, которые нельзя купить в Украине — я не хотела, чтобы во время просмотра фильма, кто-то мог воскликнуть: «О, да у меня же платье из такой ткани!»

Главная героиня фильма Віддана - Стефа (Фото: @FILM UA)
Главная героиня фильма Віддана - Стефа / Фото: @FILM UA

На отдыхе в Бангкоке я пошла с подругой в китайский квартал, где мы провели полдня, скупая украшения и детали для головных уборов. Здесь мы нашли декор для потрясающего головного убора Катерины Кухар. Там же мы наткнулись на индийский квартал, где я буквально сошла с ума и скупала все подряд прекрасные ткани, расшитые 3D-кружевом.

Декор для головного убора Катерины Кухар найден на блошином рынке в Бангкоке (Фото: @Леся Патока)
Декор для головного убора Катерины Кухар найден на блошином рынке в Бангкоке / Фото: @Леся Патока

А на блошином рынке в Бангкоке я нашла точку с винтажными сумочками с ручной вышивкой, некоторым экземплярам оказалось до 100 лет и даже больше. Я очень долго за них торговалась и пыталась скупить чуть ли не весь магазин, но мне не хватило бюджета и слава богу. (Смеется.)

Некоторым винтажным сумкам, использованных в фильме до 100 лет и даже больше (Фото: @Леся Патока)
Некоторым винтажным сумкам, использованных в фильме до 100 лет и даже больше / Фото: @Леся Патока

Прекрасный ассортимент секонд-хенда нам пригодился, когда мы снимали массовые сцены. Например, сцену на рынке. Для героев нам нужны были вещи, прожившие не одну жизнь. В этом смысле секонд-хенд — просто находка. Потому что фактурить и текстурить, доводить их до состояния вещей, которые были в обиходе и выглядели бы правдоподобно — это очень большой труд.

Мы заказали очень много аксессуаров: с перьями нам очень помогли страусиные фермы, а павлиньи и фазаньи перья мы заказали из Китая, мы закупили очень много лент, фурнитуры, основ для шляпок, обуви, все это потом дорабатывалось и декорировалось.

Для фильма закупили очень много лент, фурнитуры, основ для шляпок, обуви, все это потом дорабатывалось и декорировалось (Фото: @Леся Патока)
Для фильма закупили очень много лент, фурнитуры, основ для шляпок, обуви, все это потом дорабатывалось и декорировалось / Фото: @Леся Патока

На нашей рабочей доске за время работы скопилось более полутора тысяч референсов того периода

Эскиз к фильму Віддана (Фото: @Леся Патока)
Эскиз к фильму Віддана / Фото: @Леся Патока

О вдохновении и Софии Андрухович

На этапе подготовки мы очень много читали — собирали информацию в Интернете и книгах. Исторических консультантов мы привлекли для работы над военной формой и наградами. Скажу честно, с ними было непросто общаться, потому что они ничего не хотели слышать о стилизации, тем не менее их помощь была очень ценной. (Смеется.)

Кадр из фильма Віддана (Фото: @FILM UA)
Кадр из фильма Віддана / Фото: @FILM UA

София Андрухович абсолютно не вмешивалась, а оставила все на откуп нам. Главное, ее роман содержит множество очень детальных описаний и подсказок, которые задавали нам направление. Но она время от времени приезжала на съемочную площадку и говорила, что все выглядит даже красивее, чем она могла себе представить. Эти ее слова очень вдохновляли.

На нашей рабочей доске за время работы скопилось более полутора тысяч референсов того периода с одеждой для мужчин и женщин высшего класса, для простых людей, костюмов для мальчиков, военной формы и т. д.

На рабочей доске за время работы скопилось более полутора тысяч референсов (Фото: @Леся Патока)
На рабочей доске за время работы скопилось более полутора тысяч референсов / Фото: @Леся Патока

Всего для фильма наша команда создала около трех тысяч предметов одежды для основных персонажей, героев второго плана и актеров массовых сцен на рынке, в тюрьме, празднике в честь дня рождения императора Франца Иосифа и театре. Для одной только Адели мы создали восемь платьев.

О корсетах

Как я уже говорила, женщины той эпохи носили корсеты, поэтому для наших героинь мы шили на заказ корсеты, характерные для того периода, а все наши костюмы были подогнаны под корсет. И Алеся (Аделя) и Марианна (Стефа) проводили в корсетах все примерки и съемочные дни.

Актрисы проводили в корсетах все примерки и съемочные дни (Фото: @Леся Патока)
Актрисы проводили в корсетах все примерки и съемочные дни / Фото: @Леся Патока

Хотя это очень неудобный предмет женского гардероба, но он избавляет от сутулости, придает осанке аристократичность, меняет походку, добавляет уверенности в себе, а еще защищает от переедания и делает просто фантастическую талию. С помощью корсета талию из без того хрупкой и тонкой Алеси Романовой, весящей около 50 кг, мы смогли сделать еще более осиной.

С помощью корсета талию из без того хрупкой и тонкой Алеси Романовой сделали совсем осиной (Фото: @FILM UA)
С помощью корсета талию из без того хрупкой и тонкой Алеси Романовой сделали совсем осиной / Фото: @FILM UA

Всего для фильма наша команда создала около трех тысяч предметов одежды для основных персонажей, героев второго плана и актеров массовых сцен

О белье

Кроме платьев и аксессуаров мы создавали для наших героинь также белье. В фильме есть очень красивые эротические и полуэротические сцены, где героини демонстрируют белье, поэтому мы уделили ему очень много внимания. Если белье Адели — очень искусное из тонких дорогих тканей с вышивкой, то белье Стефы намного проще и практичнее, ведь оно должно отражать статус. Она у нас носит льняную маечку и панталоны.

Кадр из фильма Віддана (Фото: @Леся Патока)
Кадр из фильма Віддана / Фото: @Леся Патока

В одной из сцен зрители увидят Аделю в потрясающей ночнушке. На нее ушло более 12 метров тончайшего итальянского шелка с потрясающей вышивкой. Поначалу мы сделали шлейф ночнушки настолько грандиозном, что режиссер попросила его уменьшить, так как она получилась почти королевской, чего мы просто не могли себе позволить.

В фильме есть очень красивые эротические и полуэротические сцены (Фото: @Леся Патока)
В фильме есть очень красивые эротические и полуэротические сцены / Фото: @Леся Патока

О шляпках

Шляпки — это отдельная история! Шляпки в то время умели и любили носить, они были обязательным аксессуаром для выхода любой женщины из высшего общества. И были самых невообразимых форм и размеров. Для самой массовой сцены в театре, в которой участвовало 300 человек, и 140 из них были женщинами, мы создали более 100 головных уборов! Можно сделать отдельную выставку, посвященную головным уборам из фильма.

Кадры из фильма Віддана (Фото: @Леся Патока)
Кадры из фильма Віддана / Фото: @Леся Патока

О работе над деталями

В костюмах использовано очень много ручной работы, к которой мы привлекли большое количество мастеров. Получились просто уникальные вещи! Одна из самых знаковых — это серебристые чулки Адели, на которых был сделан акцент в романе. Получилось настоящее произведение искусства — их украшает ручная вышивка, искусственные цветы, бисер и стеклярус.

На серебристых чулках Адели сделан акцент в романе (Фото: @Леся Патока)
На серебристых чулках Адели сделан акцент в романе / Фото: @Леся Патока

Еще одна красивая вещь — это перчатки из тонкого шифона с вышивкой. Вообще аксессуары — это самая большая гордость, потому что это самая мелкая и кропотливая, но очень важная работа. Пояса мы делали из бархатных лент и вручную расшивали речным жемчугом и цветами. Даже кружевные зонтики для героинь нам вязали на заказ.

Все аксессуары – это большая гордость, потому что это самая мелкая и кропотливая работа (Фото: @Леся Патока)
Все аксессуары – это большая гордость, потому что это самая мелкая и кропотливая работа / Фото: @Леся Патока

Для того, чтобы все наши костюмы выглядели максимально достоверными, и в кадр не попали никакие современные детали, например, пуговицы (пусть даже на второстепенном персонаже), мы купили специальный станок для обтягивания пуговиц и каждую пуговицу обтянули в тон ткани, из которой сделан наряд. Так, на каждое платье Адели уходило до 50 пуговиц. В какой-то момент у нас закончилась пачка с 4000 пуговиц!

В какой-то момент у нас закончилась пачка с 4000 пуговиц (Фото: @Леся Патока)
В какой-то момент у нас закончилась пачка с 4000 пуговиц / Фото: @Леся Патока

О незаслуженно забытом предмете женского гардероба

Современная мода стала практичнее и носибельнее. В нашей одежде нет огромных шлейфов, длинных подолов, гигантских шляп, мешающих смотреть представление. Мне кажется, что, возможно, стоит обратить внимание не плащ-макинтош. В одной из сцен такой плащ носит Стефа. Он очень стильный.

Плащ-макинтош на Стефе (Фото: @Леся Патока)
Плащ-макинтош на Стефе / Фото: @Леся Патока

О путешествии во времени

Хоть я и полюбила эпоху Австро-Венгерской империи начала ХX века, я бы не хотела жить в тот период, который я создавала в Відданой. Я бы хотела оказаться в ревущих 20-х в Великобритании или Франции. Я очень люблю этот период, потому что это время культурного взрыва, расцвета Ар-деко. Мне очень нравится эстетика бурлеска!

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо NV
X