Ведущий Разрушителей легенд рассказал о лучших спецэффектах в фильмах и самых неожиданных мифах, оказавшихся правдой
В преддверии премьеры прощального сезона популярного телепроекта его ведущий, американский специалист по спецэффектам Джейми Хайнеман ответил на вопросы журналистов из разных стран мира, рассказав об особенностях съемок программы, самых невероятных мифах, а также об опасностях, с которыми довелось сталкиваться за время существования шоу.
Южная Африка: Мой первый вопрос, Джейми, будет такой: в ходе съемок какой серии Вы были удивлены больше всего относительно опровержения мифов?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку у нас их было так много за 14 лет, было очень много того, что нас по-настоящему удивило. Например, в последнем сезоне была серия о подъеме автомобиля при помощи пылесоса, с использованием силы всасывания пылесоса, и этот эксперимент дал совершенно поразительные результаты. Нам также удалось «схлопнуть» вагон-цистерну, у которой на самом деле очень толстые стенки, дайте-ка подумать, она была длиной 12 метров со стенками толщиной 12 миллиметров, и мы просто нагрели ее паром, затем позволили ей остыть, и видели, как эта огромная штука складывается как алюминиевая банка – это было потрясающее зрелище.
Испания: После стольких лет, каким, по вашему мнению, будет наследие этой программы? Чем Вы гордитесь больше всего?
- Безусловно то, что она побудила стольких молодых людей интересоваться точными науками и инженерным делом. Она также представляет определенную модель мышления – любопытство, критический подход к осмыслению мира. Учитывая, что мы осветили так много тем, так много вопросов, касающихся взаимодействия людей с миром. Мне кажется, что мы сформировали очень полезную модель мышления – браться за дело и задавать вопросы. Это звучит просто, но это не так, это невероятно важно – иметь именно такой подход к тому, кем ты являешься, к своему месту в мире, к вещам, с которыми ты сталкиваешься, уметь методично и критически искать правильный путь взаимодействия с ними.
Точные науки не только для парней в лабораторных халатахДания: Как исследовательское и научное сообщество реагировало на вашу программу? Они усмехались и считали это развлечением в чистом виде, или отдавали должное тому, что вы продвигаете науку в массы?
- Это удивительно, но нас очень уважают. Мне кажется, это удивительно, потому что наша программа в первую очередь развлекательная. Программы, которые мы снимаем, научные принципы… у нас часто выборка в количестве 1, это не настоящая наука, это не наука, когда ты не повторяешь или не можешь повторить эксперимент. Нам часто приходится быть очень краткими и быстро прорабатывать тот материал, который у нас есть, и мы делаем это, чтобы поддерживать темп, чтобы люди смотрели программу или чтобы больше людей смотрели программу. Думаю, большинство ученых понимают это. Общие принципы, которые мы озвучивали, хотя мы и не освещали их так тщательно, как следовало бы, были верными, в результате чего нам удалось сделать так, что гораздо больше людей увидели точные науки и инженерное дело на практике, и, что самое главное, как мне кажется, поняли, что точные науки не только для парней в лабораторных халатах. Наука для всех, кто хочет понять мир вокруг себя, так что даже если мы и не были такими скрупулезными, как хотелось бы, я лично считаю, что многие люди… мне даже говорили многие люди, что они решили посвятить себя науке и инженерии, потому что выросли на нашей программе, и видели, какое это благодарное и достижимое дело.


Польша: Был ли в последнем сезоне какой-то момент, который вы сочли бы самым опасным?
Да, думаю, что это была серия, посвященная взрывам, когда мы повысили планку, мы попытались увеличить мощность взрывов, которые мы уже делали, и когда ты решаешься на подобное, могут произойти невероятные вещи. В одном конкретном случае мы инициировали взрыв в попытке сплющить автомобиль при помощи взрывчатки, и уничтожили три арендованные автомобиля, хотя они и были за горой. Осколки от этого взрыва долетели до автомобилей, выбили лобовые стекла и прошли прямо через салон, так что это было… что тут сказать…
Испания: Как специалист по спецэффектам, вы могли бы назвать несколько фильмов или телесериалов, спецэффекты в которых вам очень понравились, и почему?
- Как вы, наверняка, догадались, я сторонник того, что мы называем практические эффекты. Современные фильмы полностью состоят из компьютерной графики, и у меня есть определенное отношение к ним – мне кажется, что они более искусственные и неестественные, потому что все это создано кем-то, сидящим перед компьютером, вместо актеров и умельцев, которые создают настоящие декорации, настоящий реквизит и прочее.
Одним из моих любимых фильмов был и есть фильм Дюна. Он вышел уже давно, но художники… сама по себе творческая фантазия в этом фильме была невероятной, и мне очень нравилось, как это выглядело. Это был своего рода «бронзовый век» фантастических фильмов будущего. Что касается эффектов, мне кажется, что Питер Джексон и подобные ему отлично комбинируют различные виды спецэффектов, и мне известно, что, когда это возможно, Питер старается использовать практические эффекты. Я не говорю, что не бывает таких случаев, когда компьютерная графика – это единственный путь. Например, Парк Юрского периода - у них не было никаких других вариантов, чтобы создать на экране бегающего 50-футового Тираннозавра Рекса, это никак нельзя было реализовать физически, практически. Но когда это можно сделать, это следует делать, и современный, любящий спецэффекты режиссер, достойный своего звания, так и поступит, потому что компьютерная графика – это слишком легко.
Мне кажется, что люди сегодня уже утомлены этим, можно сделать что угодно, и мы думаем «ну и что тут такого». Мы видим фантастические сцены, и понимаем, что это стопроцентная фальшивка. Я бы добавил, что, когда ты что-то строишь, это совершенно другой опыт, в реальной жизни бывают счастливые случаи, и это в некотором роде творческий, другой творческий опыт для тебя, как для художника, когда ты окропил инструменты своей же кровью, нежели опыт того, кто сидит перед тем, что по сути является телевизором с клавиатурой. Это нечто другое с творческой точки зрения, и практический опыт гораздо богаче.
Дания: Бывало ли такое, что ваша программа становилась источником вдохновения для новых исследований, даже научных исследований, и хотели ли бы вы, чтобы это произошло?
- У нас было несколько таких случаев, нас упоминали, по меньшей мере, в полдюжине научных публикаций, дипломных работ. Одно исследование было посвящено испытанию стрел с наконечниками в сравнении с просто остро заточенными деревянными палками. Моя любимая история – это эксперимент со взрывами метана в канализации. Я нашел одного из ведущих мировых экспертов по взрывам газа из Калифорнийского университета в Пасадене, и они провели масштабные эксперименты. Это, конечно же, университет, и внешний аспект этого эксперимента был в том, чтобы выяснить, что произойдет, взлетит ли крышка люка высоко в воздух, если в канализации произойдет взрыв. Так что мы провели тестирование, и нам пришлось собрать модель канализации в натуральную величину, но научные принципы, на которых все это основывалось, были на самом деле очень интересными, поскольку речь шла о горении газа с учетом таких препятствий, как спутанные кабели и подобные им вещи в канализации, которые перемешивали газ и увеличивали фронт распространения пламени по мере увеличения силы взрыва. Теория заключалась в том, что он может стать сверхзвуковым даже без использования соответствующего инициирующего вещества, такого как бризантное взрывчатое вещество.
Мне кажется, нам удалось достичь скорости 538 миль в час, я забыл, сколько это будет в километрах, но это была почти сверхзвуковая скорость, то есть мы не перешли звуковой барьер, но насколько мне известно, ничего подобного не делали раньше, и так было только потому, что у университета не было достаточно средств для создания модели канализации в натуральную величину и проведения подобного эксперимента. Но мы это сделали, и было потрясающе видеть, что мы были очень близки к цели, и, наверное, бы достигли сверхзвуковой скорости, если бы канализация была чуть больше или мы бы сделали что-то еще.
Южная Африка: В связи с какой серией вы получили больше всего писем от поклонников?
- Дайте-ка подумать… Сложно сказать. Единственное, что я могу сказать – многие письма, которые мы получаем, касаются того, что мы сделали неправильно по мнению людей, и самая известная серия, по поводу которой было получено огромное количество жалоб, была о самолете на конвейере. История заключалась в следующем, это был своего рода мысленный эксперимент: если поставить самолет на полотно конвейера, и оно будет двигаться в одну сторону, а самолет будет двигаться в другую, помешает ли это самолету взлететь. На самом деле, меня поразил сам факт возникновения такого вопроса. Что бы ни происходило на земле, это не оказывает никакого влияния на то, что делает самолет, самолет двигается в воздухе при помощи пропеллера, так что да, сила трения шасси увеличится, потому что им придется крутиться быстрее, пока самолет не взлетит, но тут смысл не в том, что самолет взлетает за счет колес с приводом, смысл в том, что пропеллеры захватывают и выбрасывают воздух, за счет чего самолет отрывается от земли и двигается вперед. Так что меня поражало то, что нам вообще пришлось проводить этот эксперимент, но мы пошли до конца, провели эксперимент, но даже после этого люди были взбешены тем, что мы сказали, что самолет может взлететь в таких условиях. И если их спрашивали об этом, они отвечали, что их расстроило то, что они получили не те результаты, которые ожидали. Так что эта история много говорит о силе веры, вера без доказательств позволяет людям поверить в самые невероятные вещи.
Польша: Если говорить об участии поклонников в создании программы, предлагают ли они мифы для проверки?
- Поклонники предлагают что-то постоянно, я бы даже сказал, что очень значительная часть мифов, которые мы проверили за эти годы, была предложена непосредственно поклонниками, и сайт Discovery очень активен - там самый активный чат, где мы подчерпнули многое. Не знаю, большинство ли мифов было предложено нашими поклонниками, но уж точно очень значительная часть, если и не большинство, тем или иным образом пришли к нам от зрителей или поклонников.
Польша: Случалось ли, что поклонники повторяли ваши эксперименты вопреки предупреждениям и приходят ли вам видео, в которых люди пытаются повторить ваши эксперименты?
- Это случается время от времени, конечно же, у нас было много историй с такими простыми вещами, как Ментос и газировка. Наверное, тысячи детей повторили этот эксперимент, когда вышла серия. Но мне не известно о случаях, когда кто-то пострадал, это всегда была наша основная забота, и мы очень настойчиво говорим о том, что не следует повторять это дома. Думаю, большинство людей, которые смотрят нашу программу, пока что соблюдали это требование. Но я не сомневаюсь, что кто-то пробовал делать то, что мы показывали, но мы просто об этом не знаем. Мы не слышали ни о каких травмах.

Испания: Мне хотелось бы узнать, сколько людей и сколько времени необходимо для съемок одной серии? И еще хотелось бы знать, каков размер страховки для подобной программы?
- Съемки большей части серий идут одновременно еще на одном объекте, где снимают Кэри, Гранта и Тори, и на каждой локации находится около 12 человек. Когда в прошлом году мы закрыли второй съемочный объект, и поскольку Кэри, Грант и Тори уже не участвовали в нашей программе, количество персонала сократилось до дюжины человек, около 12 человек в моей мастерской, где мы снимали все эпизоды с нашим участием на протяжении всех этих лет. 12 человек без учета редакторов из австралийской продакшн-компании, которая создала программу - Beyond Productions из Сиднея.
Я, по правде говоря, не знаю, сколько редакторов работают над программой в определенный момент времени, но это значительная часть от общего количества людей. Я бы сказал, что, если говорить о подобных программах, 12 человек для съемок шоу подобного нашему – это очень скромно. Это с учетом продюсера или режиссера. Интересно то, что продюсер работал в Лондоне, исполнительный продюсер, который был директором программы, и работал если и не в Лондоне, то уж точно в Англии, так что работа над нашей программой шла круглосуточно, семь дней в неделю. Если у нас возникала проблема с продакшном в Сан-Франциско, мы говорили об этом продюсеру, он за ночь находил решение, общался с редакторами, и к тому времени, как мы просыпались и начинали работу на следующий день, все уже было организовано.
Процесс создания программы шел, по сути, круглосуточно. Но что касается основной команды, работающей над созданием программы, мы поняли, что чем больше команда, тем больше времени занимают съемки, ничто не делается быстрее, так что мы по максимуму делаем все самостоятельно, обходимся минимальными ресурсами, и подобный подход гораздо менее затратный, что позволяет нам тратить больше денег на сами эксперименты, а не на съемочный процесс и на нанятых нами людей. Я не знаю, сколько стоит страховка, но я знаю, что, учитывая нашу репутацию, учитывая, какими опасными вещами мы занимаемся, страховка наверняка стоит именно столько, сколько вы думаете, поскольку они оценивают риски на основании результатов работы. А наши результаты были исключительными в том, что касается безопасности и сопутствующих расходов.
Мы с Адамом как масло и вода, мы не ладим, мы, по сути дела, не нравимся друг другу. И так было всегдаПортугалия: Один из самых классных элементов программы – это ваши отношения с Адамом, мне хотелось бы знать, какие у вас отношения за пределами съемочной площадки, когда камеры выключены. Я знаю, что вы знакомы уже давно, после стольких лет, какие у вас отношения за пределами площадки? Вы лучшие друзья или нет? Могли бы Вы рассказать нам об этом?
- Простой ответ на этот вопрос такой: показательно, что я знаком с Адамом около 25 лет, и за все это время мы никогда даже не обедали вдвоем. Так что мы не интересуемся друг другом, мы не проводим время вместе за пределами площадки. Забавно то, что нам действительно нравится работать вместе, когда речь идет о чем-то практическом, например, использовании строительного оборудования и поднятии какой-то тяжелой штуки, и когда один из нас направляет другого при работе с этой техникой. У нас есть совершенно потрясающее умение понимать с полуслова, что происходит и что нужно сделать. Нам нравятся подобные отношения и подобные виды деятельности, но, если говорить обо всем остальном, к примеру, о разработке концепции того, как та или иная вещь функционирует, мы как масло и вода, мы не ладим, мы, по сути дела, не нравимся друг другу. И так было всегда.

Польша: Был ли какой-то миф, подтверждение которого стало для вас самым большим сюрпризом? Когда вы думали «да ни за что, мы точно это опровергнем», а потом миф подтверждался?
Дайте-ка подумать, таких было довольно много. Был один, довольно интересный и в то же время очень забавный. Была история про двух друзей в баре – один из них напился, а второй был слепым, и они решают, что слепой парень отвезет пьяного парня домой, потому что они подумали, что слепому парню выпишут меньший штраф, чем штраф за вождение в состоянии алкогольного опьянения, который выписали бы пьяному парню. Мы проверили этот миф, и мы оба, Адам и я, по очереди играли роль пьяного парня за рулем автомобиля, в то время как тот из нас, кто играл роль пьяного парня, давал инструкции, и все получилось.
Потом мы попросили действительно слепого парня вести автомобиль по нашим указаниям, и оказалось, что у него это получилось лучше, чем у любого из нас, потому что он понимал все указания буквально, он не пытался представить, что делает автомобиль на дороге, он был как машина. У него получилось лучше, чем у Адама или меня. Потом меня напоили и посадили за руль… нет, меня заставили давать указания слепому парню, и мне так не казалось в тот момент, но съемочная группа, которая ехала в автомобиле следом за нами, умирала от хохота, потому что из-за меня слепой парень вел автомобиль как пьяный. Болтался из стороны в сторону по дороге, ехал очень медленно, недокручивал или перекручивал руль. Так что весь процесс был по-настоящему веселым и очень удивил нас.
Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook и Вконтакте