Голливуд учится говорить. Рецензия на фильм с Брэдом Питтом и Марго Робби Вавилон

22 января, 11:30
Кадр из фильма Вавилон (Фото:@b&h films)

Кадр из фильма Вавилон (Фото:@b&h films)

В украинский прокат вышел фильм Вавилон — новая работа американского режиссера французского происхождения Дэмиена Шазелла, известного фильмами Одержимость (о барабанах), Ла-Ла Ленд (о танцах) и Первый человек (о космосе).

Если первые две картины полюбились зрителям, были успешны в прокате, а за танцы Шазелл даже получил режиссерский Оскар, то сложная драма о покорении космоса уже воспринималась не так однозначно. Не помог даже Райан Гослинг.

Видео дня

Валерий Мирный

Кинообозреватель NV

С Вавилоном режиссер, который не может не вызывать уважения, решил не понижать ставки, а наоборот повысить их: перед нами грандиозного масштаба авторский эпик, вобравший в себя все, за что мы любим кинематограф, и все, чем он нас может истощить.

1. Сюжет

Вторая половина Ревущих двадцатых — периода в социокультурной жизни США (и не только) прошлого века, когда можно было все. Вот тебе джаз и наркотики, вот тебе кино и эротика, вот — бесконечные вечеринки, перед которыми Щекавица кажется целомудренной мессой. Большой культурный взрыв, который с одной стороны служил терапией после Первой мировой, а с другой — давал людям подышать по полной в последней раз перед Великой депрессией и Второй мировой.

Понятно, что Голливуд здесь был впереди всех. Эра немого кино еще не закончилась, но звуковая революция уже звучала где-то впереди. Зажатая этим изломом эпох начинающая актриса Нелли Ларой (Марго Робби), ассистент ассистента Мэнни (Диего Кальва) и величественная звезда бессловесного кино Джек Конрад (Брэд Питт) пытаются пробиться вверх, остаться актуальными, поймать волну. И повеселиться, конечно.

Выживут в этой крысиной гонке не все.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

2. Исполнение

Сценарий фильма Вавилон «жил» с Дэмиеном Шазеллом несколько лет до того, как автор получил зеленый свет от Paramount на его экранизацию. Сложность этой истории была понятна режиссеру с самого начала. Более того, им так и задумывалось. Понятна она была и студии, которая все-таки купила этот проект, потому что кто же откажется от нового фильма автора Ла-Ла Ленда: это престижно, даже, если провально.

То есть все эти люди привыкли к хаосу Вавилона, к тому, что он будет идти более трех часов, к тем эмоциональным качелям, на которые он обречет зрителя. И до взрыва тем, заложенных в картину.

Здесь тебе и грусть по немому кино, которое, как говорил сам Шазелл, было самым универсальным в истории кинематографа: понятно без слов, без поправки на язык. Эта грусть воплощена не только в трагических историях главных героев, но и в самой морфологии Вавилона, в куче ностальгических цитат и отсылок, в маниакальном желании режиссера дать представление о последних и громких годах немого кино (это самые лучшие моменты его фильма).

Еще Вавилон — это манифест, подтверждающий движение кинематографа вперед. За немым приходит звуковое, потом цвет, вот Поющие под дождем, потом спецэффект, вот Космическая одиссея 2001 года, моргнул глазом — вот уже Аватар 2. Кинематограф находится в постоянном поиске новых способов развлечь. Шазелл говорит и об этом тоже. И в какой-то момент заводит своих героев в самую тьму понятие развлечение. Там, где крысы уже не бегут наперегонки, а там, где их едят за деньги.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Не удержался Шазелл и от демонстрации своей зрительской насмотренности: режиссер передает привет всем от Мурнау с его Носферату и Терренса Малика с его бабочками до Дэвида Линча с его человеком-слоном. Досталось и снобам, которые у Шазелла воплощаются в псевдоаристократических богачах и в бродвейских актрисах, и которые считают Голливуд искусством для неприхотливой толпы: конфликт условно низового искусства с театральным высоким здесь чуть-чуть, но мерцает. Режиссер будто напоминает нам, что бессловесное кино — это еще и шедевры Дрейера, того же Мурнау и, что вообще создавать настроение не словом, а единственным ракурсом «звук» научился именно у немого кинематографа.

Но если авторы жили с Вавилоном несколько лет и для них его сложность и хаотичность сгладились в прямую линию, то зрителю не просто уловить все эти кирпичи и построить из них понятный глазу дом. По крайней мере, после одного просмотра Вавилон предстает прекрасным и ужасным недостроем прямо из той же библейской притчи. Кажется, он будет таким и после второго просмотра. Может, так и задумывалось.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Возможно, тот потрясающий и одновременно опустошающий эффект, который производит фильм, был заложен намеренно. Потому что мало какое кино так берет душу за грудки и вытряхивает из нее все силы: над некоторыми эпизодами здесь смеешься в голос, над некоторыми скучаешь, некоторые сделаны так, что глаз не оторвешь (открывающая фильм сцена достойна жизни), но вместе они прямо истощают.

Каркасом, стальными стержнями, на которых держится весь этот замечательный беспорядок, становятся актеры. Марго Робби играет опасную для себя и окружающих оторву с травмированным детством. То есть свое любимое амплуа: таковы были и Харли Квин, и Тоня Хардинг. В то же время ее Нелли Ларой — олицетворение всех актрис немого кино, которые были забыты после прихода звука. Которые так и не смогли придумать себя заново.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Брэд Питт в роли Джека Конрада — это тот же граф Орлок, Носферату, который думал, что его жизнь будет вечной. Девушки, вечеринки, успешные фильмы. Конрад стремился к изменениям в кинематографе и думал, что возглавит их, и, выйдя из тени немого, он понял, что в свете нового ему нет места.

И Мэнни в исполнении Диего Кальва — ноунейма из Мексики, которого Шазелл решил взять на одну из главных ролей. Мэнни — это все те ассистенты, продюсеры, вся та армия людей, которые делают все, чтобы кино состоялось. Надо найти слона — будет слон. Нужно кучу денег, чтобы покрыть долг звезды — будут деньги. Нужна новая камера — будет и камера. Их работа — забыть о себе, раствориться в мире кинопроизводства, что с Мэнни в общем-то и происходит.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Все эти персонажи, как и многие другие в фильме Вавилон (есть даже старенький Эрик Робертс и Фли из RHCP) довольно архаические, сборные. Они олицетворяют судьбы, на которые режиссер нанизывает бисер разных сцен. И, которые вместе как таран с помощью эмоций, технического мастерства, режиссерской вычурности, доносят до нас кое-что о Кино.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Вопрос — что? То что Дэмиен Шазелл мыслит его с прописной буквы? Это было ясно издавна. Об изменении эпох и уважении к павшим в этих переходах? Так здесь не только об этом. Проблема Вавилона в том, что он обо всем и сразу, и половина тем никому, кроме режиссера, вообще не нужна. Потому фильм и провалился в прокате и не поднял шума в соцсетях. Это вечеринка для по сути одного человека — Дэмиена Шазелла.

Другие могут, как говорится, приобщиться. И трудно сказать, что прогадают. Потому что понятно, что с одной стороны, чтобы у Вавилона появилась четкая цель, ему не хватает авторской жесткости: кажется, была бы воля режиссера он бы сделал и пятичасовую версию — настолько видно, что Шазелл любил то, что снимал. С другой стороны — этот фильм и без четкой цели выглядит как нечто необычайное — в любом случае то, чему нужно дать шанс. Вавилон на процентов 70 состоит из того, что вас развлечет самым качественным способом. Но будет и тяжело.

Кадр из фильма Вавилон (Фото: @b&h films)
Кадр из фильма Вавилон / Фото: @b&h films

Вавилон — вердикт NV

7/10

Иногда американские режиссеры, мыслящие себя авторами, снимают кино о Голливуде. То есть в некотором смысле кино о кино. Почти всегда у них получается что-то масштабное, хаотичное, которое трудно охватить глазом. Это касается и фильма Вавилон Дэмиена Шазелла.

Но нельзя сказать, что у режиссера не получилось. Впечатление его картина производит, она развлекает и отвлекает от реальности. Под конец из ее мутных вод медленно, но поднимается написанная на холме в Лос-Анджелесе та же иконическая надпись.


Вавилон

Babylon

2022 год

США

Режиссер — Дэмиен Шазелл

В главных ролях: Брэд Питт, Марго Робби, Диего Кальва, Ли Джун Ли, Джован Адепо, Тоби Магвайр, Фли, Кэтрин Уотерстон, Эрик Робертс и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X